Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Ценные кадры

Ценные кадры

30.04.2005
5

Недавно со знакомым творческой профессии случилась история – он работал на предприятии, где месяцами не платили зарплату и лучшие сотрудники стали подыскивать другое место. Директор собрал их всех, в том числе и товарища, и заявил, что с этого дня они – акционеры, даже выдал некоторое количество акций. Люди обрадовались, что теперь они будут работать не на зарплату, а на себя, собственники ведь. Тем более, что им пообещали выправление финансового положения фирмы в скорейшем времени. Только, по незнанию, никто не удосужился посмотреть в законы, где черным по белому написано: «Акционирование предприятия может произойти только после полной оценки имущества». Которая, естественно, проведена не была. Финал истории печален – люди остались ни с чем. А сообрази кто-нибудь позвать оценщиков – у многих бы открылись глаза на аферу руководства.

Посмотреть и продать

Оценщик должен иметь отменную эрудицию, широкий кругозор, дотошно знать законы, а главное – без большого жизненного опыта не обойтись.

Как написали бы советские газеты, «оценщики – люди особенные». Казалось бы, что тяжелого: кто-то хочет поменять имущество – недвижимость, транспорт, интеллектуальную собственность (бренд, goodwill – репутация компании) – на деньги. Приезжает оценщик, осматривает и выносит вердикт. Как бы не так – в этой профессии столько «колючих проволочек», что хватило бы трижды оплести такую огромную тюрьму, как американский Алькатрац. Кроме непосредственной оценки имущества (как для купли-продажи, так и для определения суммы различных договоров – брачных, кредитных и т.д.), соответствующим профессионалам приходится вычислять страховочные суммы ремонта автомобилей после ДТП, помогать в разрешении спора между разводящимися супругами по поводу стоимости «подушек и простыней», определять ценность капитала больших предприятий при акционировании… Всего не перечесть. Поэтому, хочешь быть оценщиком – изволь иметь отменную эрудицию, широкий кругозор, дотошно знать законы, а главное – без большого жизненного опыта не обойтись.


Без большого жизненного опыта не обойтись

Сельская жизнь

Оценивать приходится все. Знакомые оценщики рассказывали, как недавно им пришел заказ из совхоза – определить, сколько стоят навозные ямы. Что делать – пришлось проводить не самую «пикантную» работу. Сложность заключалась в том, что раньше подобным имуществом никто не занимался. Пришлось оценщику ехать на рынок, подходить к нескольким машинам, груженным навозом, проверять его качество, вычислять среднюю цену и на основании этого делать заключение. Но это только часть задания. Есть один нюанс – оценочными фирмами определяется не инвентаризационная стоимость, а реальная рыночная. То есть та же куча навозного удобрения когда-то могла покупаться, например, за 1000 рублей, но потом она долго лежала нетронутой, под палящим солнцем и проливным дождем. О хорошем качестве не может быть и речи, а значит, цена здорово падает. Поэтому оценщик в отчете фиксирует условия, в которых удобрение хранилось, подсчитывает, положим, сколько примерно овощей может вырасти на таком навозе, если его положить в «теплую гряду», и какой доход можно получить от продуктовой продажи. Соответственно, все включается или исключается из стоимости. Та же ситуация с жильем. Недавно проводилась оценка «дряхлого», деревянного дома – пенсионеры решили развестись и разделить имущество. Так вот, в заключении, сделанном специалистами Бюро технической инспекции, была указана цена, в пять раз превышающая «оценочную». Дело в том, что в первом случае подсчитывалась и суммировалась стоимость «стекла и досок», не ориентируясь на современные реалии жилищного рынка, а во втором – подстраиваясь под них. Как подчеркивают оценщики, «в нашем государстве не знаешь чего ждать завтра – то дефолт, то землетрясение, то очередная реформа». Приходится постоянно держать руку на пульсе, иначе прогоришь. Сделав неправильную оценку, рискуешь не только нанести урон своей репутации и имиджу фирмы, но и попасть под серьезную уголовную статью.

«Оценочные войны»

Работа оценщиков регулируется Федеральным законом «Об оценочной деятельности». Наиглавнейший постулат – оценщик должен быть независимым.


Оценщик должен быть независимым

Потому конторы, «приписанные» к тем же автомастерским и подсчитывающие страховочные суммы ремонта, мягко говоря, вызывают опасения. К слову, слово «независимость» до сих пор воспринимается россиянами очень странно. Некоторые руководители по старой привычке считают, что оценщика, приезжающего на осмотр арестованного имущества предприятия-банкрота, обязательно нужно напоить, сводить в баню, показать местные достопримечательности… В Красноярске работают около полутора десятков оценочных фирм, в которых трудятся более сотни оценщиков. Конкуренция большая, и люди стараются дорожить своей репутацией – на «выездах» не едят, не пьют, в карты не играют. Тогда принимаются другие меры – судебные. Заявляется иск о несогласии с оценочным заключением и представляется отчет «своей» фирмы. В таких случаях судья обязан обратиться к третьей «оценочной» стороне. По этим причинам, заседания такого рода могут продолжаться довольно долго. А если речь заходит о разбирательствах по поводу стоимости акций какой-либо компании или об определении доли владения одного из ее собственников, начинается поистине бесконечная судебная история. Такова Россия…

Цвет города

На оценщика можно выучиться и в Красноярске. Но только на базе первого высшего образования, желательно юридического. Курс обучения – годичный, средняя цена – около полутора тысяч долларов. Будете хорошо работать, очень быстро окупите учебные затраты и в «кредите останетесь» – квалифицированный, зарекомендовавший себя оценщик зарабатывает существенно выше среднего. Но на вопрос о перспективах рынка оценки специалисты, работающие длительное время, отвечают весьма туманно. Дело в том, что как таковой оценке в России – 4–5 лет. Это на Западе ни одна компания не запустит серьезного проекта без обращения к оценщикам – там умеют считать деньги. У нас же действуют по старинке: утрируя, купил кобылу у дядьки, продал свояку. Только позже оказывается, что сделка-то весьма невыгодной была. В последнее время серьезные бизнес-структуры активно обращаются к оценщикам, а муниципальные и федеральные предприятия устраивают серьезные конкурсы на «имущественные контракты» для них. Правда, на рынке существует и проблема мелких фирм – только открывшись, они не обладают хоть какой-нибудь репутацией и начинают существенно демпинговать. При этом работу делают не самую качественную – опыта не хватает. А доверие падает ко всем оценщикам в целом. Как отмечают специалисты, бороться с этим можно только с помощью собственного профессионализма и морально-этических качеств. Оценка имущества – не только трезвая модель отношений для цивилизованного общества, в чью сторону на всех парах движется Россия. Это еще и важнейший сегмент экономической политики развитого капиталистического государства. В переходный для страны период нужно уметь оценивать – как свой участок, так и последствия собственных решений. Глядишь, могли бы и шумихи с провалом монетизации льгот и других реформ избежать…

Автострах, или Как заработать на аварии

Особенно интересная ситуация складывается, когда оценщику нужно определить стоимость восстановительного ремонта автомобиля после аварии. Стандартная ситуация – в оценочную фирму приезжает пострадавший. Допустим, у его авто поврежден бампер, а также присутствует несколько царапин.


Автострах, или Как заработать на аварии

Оценщики смотрят, фотографируют, составляют акт, положим, на пять тысяч рублей, который отправляется в страховую фирму. Человек с выплаченной страховкой приезжает в автосервис, а там ему выставляют счет на сумму в два-три раза большую! И так происходит довольно часто. Можно, конечно, поискать другую «автоконтору», подешевле. Но если ваш автомобиль на гарантии в «ценоповышающем» сервисе, ничего не остается делать, кроме как, тяжело вздыхая, платить, иначе гарантия окажется навсегда потерянной. По нашим законам бесплатному гарантийному ремонту подлежат только поломки из-за технической неисправности. Аварии оплачиваются из собственного (или страховочного) кармана… Кстати, о страховке: как рассказывали красноярские оценщики, многие фирмы, занимающиеся этой деятельностью, стараются максимально «облегчить» свою расходную нагрузку. И существенно занижают сумму в оценочном заключении – мол, некоторые поломки они оплачивать не обязаны. Но из-за несовершенства страховочных механизмов любой находчивый красноярец может заработать деньги на своем разбитом автомобиле! Дело в том, что общей аварийной базы в крае попросту не существует. В теории, можно застраховать автомобиль хоть в десяти фирмах, въехать, предположим, в столб, а потом всем предъявить по счету. Доказать факт мошенничества чрезвычайно сложно. Как говориться, стык – на копейку, прибыль – в сто рублей.

Ошибки творчества

У хорошего оценщика всегда много работы – бывает, что за день нужно составить пять-шесть отчетов, – поэтому приходится банально «компилировать». У каждого документа есть стандартная форма, в которую только и остается, что цифры и данные подставлять. Потому и возникают казусы. Хрестоматийный пример – столичному оценщику нужно было ценить стадо коров. В любом отчете существует специальная графа – «Основной руководящий документ» (исходя из чего проводилась оценка. – Ред.). Параллельно мужчина занимался «автомобильной темой» – составлял отчет на несколько машин. В итоге заказчик очень долго удивлялся, когда увидел, что буренки оценивались по автопараметрам, а «друзья на колесах» – как копытные…

Еще несколько профессиональных «забав»:
• Опытный оценщик нанял секретаршу. Надиктовывал ей текст, а она литературно редактировала и записывала. Вот только словосочетания «силикатный кирпич» она не знала… Владелец оцениваемого дома ахнул, когда узнал, что его жилище целиком построено из «силиконового кирпича»
• Из оценочного заключения: «Трактор К-160. Колес нет. Двигателя нет. Фары отсутствуют. Рабочее состояние не проверялось…»
• В письме, приложенном к отчету, написано: «Проведена оценка алкогольной продукции. Товар полностью сертифицирован». И дальше список – «2 оконные рамы, 4 деревянных двери, 6 молотков…». Отметим, что оценивалось имущество исправительной колонии… Что могли подумать заключенные?

Максим Винокур

Рекомендуем почитать