Издатель: VU Games
Жанр: тактический симулятор спецназа
Скажите (только признайтесь честно), вы уже привыкли к тому, что потенциально интересные игры с великолепной родословной, о разработке которых много и смачно пишут, на поверку оказываются блеклой ксерокопией позапрошлогодних обещаний, невнятно воплощенной в едва работающем коде? Для ответивших положительно – сегодня интенсивная терапия приятным исключением.
Мальчики по вызову
Цифра четыре в названии едва ли уместна, ведь мало кто помнит третью часть, приключившуюся ни много, ни мало в 99-м году (почти в прошлой жизни). Теряются в дымке десятилетней давности первые две плоские части сериала. Предлагаю в качестве альтернативного название «SWAT: Спецназ, иди со мной», оно во многом отвечает характеру геймплея. Как повествует игра, стандартный SWAT-отряд состоит из пяти человек: двух пар и командира. В роли последнего и предстоит выступать игроку на протяжении никак не связанных между собой 14 миссий. Первоначально, может, и была задумка организовать какую-то арку – придумали имена и биографию всем участникам группы (персонаж игрока – опытный полицейский с 15-лентим стажем, переведен из другого города) – но дальше этого дело, к счастью, не пошло. Как такового, режима карьеры нет, менеджмента тоже: раненые оказываются на ногах к следующей же миссии. И правильно, правильно, соль здесь в другом.
Атмосфера, ощущение – что значит быть экстренным полицейским и более того, руководителем такого отряда – присутствует в игре. Здесь, конечно же, достаточно действия, экшена, но в большей степени важна кропотливая работа: непрерывный анализ ситуации, контроль отряда, способность молниеносно принимать только правильные решения. Об этом интересно рассказывает SWAT 4.
Моя первая любовь - брифинги - выполнены тщательно, но рационально. Вас не будут принуждать к самостоятельному рисованию плана операции на копирке, как в некоторых других играх – все уже решено старшими товарищами. Однако финальный выбор точки входа, если их больше одной, за вами. Как и решение, какое оружие и снаряжение брать с собой. Набор не обязательно перелопачивать каждый раз: как и в жизни, грамотно подобранного комплекта достаточно в большинстве ситуаций, надо лишь немного корректировать в соответствии с обстоятельствами.
Для владеющих языками брифинг – двойное удовольствие: давно не было такой крепкой озвучки. В курс дела нас вводят по очереди диспетчер и глава отряда (мы сами, то есть). В некоторых миссиях можно услышать звонок граждан по номеру 911. Авторитетно сообщаю: бабушки, столкнувшиеся на заправке с головорезами, латиноамериканцы с ранеными на концерте девушками и сами дежурные, принимающие звонки по самому экстренному в мире телефону, звучат так реалистично, будто и в самом деле попали в игру из звуковых архивов американской полиции.
Разумеется, есть и текстовые материалы. Знакомиться с «документами» не то что бы действительно необходимо для прохождения, а просто интересно. Написано ясным доступным языком, но добротно, со знанием дела. Вот сезонный плотник, подозреваемый в серийных убийствах студенток. Против него не было никаких доказательств, но детективу удалось раздобыть образцы ткани. Анализ ДНК подтвердил: это его кожа под ногтями одной из погибших. На днях как раз похищена очередная жертва и подходит срок обнаружения нового трупа. Детектив запрашивает экстренное вмешательство спецназа. Еще в материалах дела есть краткая история вопроса с хронологией событий (упал - потерял сознание – очнулся - hostage/barricade situation), иногда фотографии подозреваемых, изредка – снимки заложников. Почти всегда – схема штурмуемых помещений: настоящий чертеж или набросок, сделанный от руки одним из сбежавших заложников.
Вы имеете право сохранять
Уровень стартует довольно долго даже на машине с гигабайтом оперативной памяти, что для движка Unreal Tournament, в общем-то, не редкость. После запуска такие категории, как движок, текстуры модели надолго исчезают из фронтального сознания. Вот оно, место преступления, вот мы, крадущиеся к черному входу. В ушах похрустывают реплики штаба операции; снайпер сообщает, что в помещении один на этаже один видит неопознанного субъекта; за дверью стреляют и грязно ругаются по-испански. Мы понимаем, что времени терять время уже не осталось. Пять человек превращаются в опасный макроорганизм, идущий от укрытия к укрытию. Я – мозг этого «санитара города»… «Проверить дверь» - «Дверь заперта, сэр». «Вскрыть дверь, только тихо». Рейнольдс копается в замке. «Готово». Я подсовываю под дверь optiwand, фиброоптическую камеру. На ЖК-дисплее двое нервных молодых людей с дробовиками наизготовку ожидают непрошеных гостей. Идти напролом было бы безумием. «Открыть, газовую гранату, зачистить». За выполнением можно проследить со стороны, можно самому принять участие в штурме – удивительным образом для нас всегда найдется место в строю.
Знаете, чем больше всего приходится заниматься спецназовцу, по версии SWAT 4? Бегать? Стрелять? Красться? Вообще-то орать. «РУКИ ЗА ГОЛОВУ НИКОМУ НЕ ДВИГАТЬСЯ БРОСИТЬ ОРУЖИЕ БРОСИТЬ Я СКАЗАЛ!!!». (К сожалению, функция «Завопить» совмещена с командой «использовать», поэтому частенько можно видеть игрока, орущего на ручку двери – это значит, он слегка промахнулся курсором) С криков начинается наше общение с любым человеком, показавшимся на пути. Законопослушные граждане должны сразу опускаться на колени и протягивать руки назад для облачения в экспресс-наручники.
Заложники подчиняются крикам почти всегда сразу (в редких исключениях можно побрызгать перцовым спреем для ускорения процесса) и с ворчанием «Я-то думал, вы нас спасти пришли, а вы» сдаются. Преступников необходимо обрабатывать более внушительными методами: есть газ, вспышка, электрошокер, осколочная граната с резиновой шрапнелью. Стрелять на поражение разрешается, только если есть прямая угроза жизни заложников или спецназа. Иначе – серьезный штраф за незаконное применение силы. В обязательном порядке надо информировать штаб обо всем, что происходит: нашли раненого, ранен офицер, подозреваемый убит. Необходимо также собирать вещественные улики, в основном оружие «подозреваемых».
Игра явно поощряет ваши попытки действовать «по науке»: методичную зачистку помещений, использование укрытий. Если же вы смещаете баланс в сторону «стреляй, ребята», после каждой вооруженной стычки одним сотрудником штурмовой группы становится меньше. Иногда «наши» стреляют в ответ уж слишком медленно, а порой даже могут повернуться спиной к нападающим.
Что поделать, идеального (пока) не бывает. Здесь тоже компьютерные манекены могут залипать в самых неожиданных местах, толпиться в проходе и противным голосом заявлять, что я-де занял их место. Но это случается довольно редко. Большую часть времени вы будете получать искренне удовольствие, наблюдая за слаженной хореографией этих суровых ребят. Как говорится, «счастье было бы неполным», а вероятно, и недоступным без отличного контекстно-зависимого меню приказов. Здесь предусмотрены все варианты, адекватные в игре данного жанра.
Нужно только указать место и желаемое действие. Обилие тактических решений обогащается еще и возможностью разбить команду на две части и управлять каждой из них отдельно по рации, наблюдая процесс на экране. Оказывается, у каждого члена отряда на шлеме есть маленькая видеокамера. Группа SWAT смоделирована отлично, можно даже рассмотреть, какие гранаты остались у напарника.
I want the exact same thing, but different
Едва ли не самой очаровательной чертой игры является ее неодинаковость. Естественно, что по мере усложнения миссий опасность провалить задание растет, увеличивается количество прохождений, но это мистическим образом не раздражает. Вуду? Нет, лишь простое гениальное решение: каждый раз располагать заложников и преступников немножко по-другому. От раза к разу вы будете лучше ориентироваться на уровне, но это не поможет заучить маршрут и порядок расстрела монстров, ведь ни того, ни другого здесь нет. Случайным (случайным ли?) образом расставленные фигурки людей при запуске начинают действовать по правилам окружающего мира и в соответствием со своей линией поведения. От нас требуется то же самое: отыгрывать поведение команды особой тактики и вооружения (S.W.A.T.) – это и будет саамы верным способом победить.
Какое-то время фоновый процесс любопытства и уважения щекотал подкорку вопросом «Что за умельцы создали столь крепкий и интересный продукт?». Потом в одной из комнат мы увидели картонную промо-фигурку принцессы Джулии из игры «Tribes: The Vengeance».
Системные требования:
Минимальные: процессор 1 ГГц, 512 Мб памяти, DirectX 8.1-совместимая 3D–видеокарта с 64 мегабайтами памяти, 1,76 Гб дискового пространства
Рекомендуемые: процессор 2 ГГц, 1024 Mб памяти, DirectX 9-совместимая 3D–видеокарта с 64 мегабайтами памяти
Тестовые: Athlon XP 1700+, 512 Мб, ATI Radeon 9600 Pro 128 Mb
Влад Вавилов