Заместитель губернатора Красноярского края по социальным вопросам.
Родился 20 октября 1951 г. в с. Усть-Пит Енисейского района в семье учителей.
В 1973 г. окончил физико-математический факультет Енисейского государственного педагогического института.
В 2000 г. получил второе высшее образование в Красноярской государственной академии цветных металлов и золота по специальности «экономика» на заочном отделении.
1973-1978 гг. - работал учителем физики и математики в школе пос. Горный Ачинского района.
1979-1985 гг. - директор школы.
1986-1992 гг. - директор школы-интерната в Дивногорске.
1992-1997 гг. - глава комитета по образованию администрации Дивногорска.
С мая 2000 г. - назначен начальником Главного управления образования администрации края.
С января 2003 г. - в составе Совета руководителей органов управления образованием субъектов РФ Министерства образования России от Сибирского федерального округа.
С 29 октября 2004 г. назначен заместителем губернатора Красноярского края по социальным вопросам.
Награды: значок «Отличник народного образования Российской Федерации» (1991 г.)
Семейное положение: женат, двое взрослых детей, две внучки.
Увлечения: охота в сибирской тайге.
Владимир Петрович, а с чем было связано ваше решение стать педагогом?
(Смеётся) Сказать честно? После окончания школы я решил поступить в сельскохозяйственный институт и поехал в Красноярск. Подал заявление, пошёл на подготовительные курсы. Прожил в Красноярске два или три дня, но ведь я вырос в деревне, где спокойный жизненный уклад, а здесь такой темп – мне не понравилось. Я забрал документы и до сдачи экзаменов уехал в Енисейск. Сдал документы в Енисейский пединститут и поступил.
Почему власть даёт очень мало ответов на вопрос, что происходит с образованием? Потому что она сама ещё не знает, что будет?
Ну, во-первых, понятно, что система образования должна меняться, но при этом нужно ответить на вопрос: как, какие изменения там должны произойти? Документы, которые касаются вопросов модернизации образования, были разработаны ещё в конце 90-х годов и обсуждались впервые в 2000-2001 году. Прошло 4 года, прошли изменения в системе общего образования, теперь, безусловно, необходимо оценить то, что произошло, и что необходимо делать. На заседании правительства в декабре 2004 года эти вопросы рассматривались, но при этом постановления правительства-то нет, просто-напросто был сделан анализ ситуации, констатирован факт, что произошли такие-то изменения.
Вы можете охарактеризовать эти изменения?
Я уже не раз говорил, что для народа стало совершенно привычным, что в системе общего образования в начальной школе теперь учатся четыре года. А ведь это было заявлено только в конце 90-х годов, и сегодня трёхлетнего образования уже нет. Кроме этого, после прекращения существования ведомственных детских садов нужно было находить новые формы, которые позволяли бы готовить ребёнка в школу. Теперь в крае действуют группы кратковременного пребывания на базе школы или детского сада. Сейчас охват дошкольного образования составляет 63%, в то время как раньше мы падали до 50%.
Появились гимназии и лицеи, которые сегодня востребованы населением, то есть, появились другие формы получения образования.
А что поменялось в обычной школе?
Главное – у учеников появилась возможность выбора. Меняется содержание образования, меняются учебные планы и учебники, произошли изменения в формировании материальной базы, школа стала по-другому финансироваться, она имеет возможность приобретать учебно-наглядные пособия, оборудование. Учебный процесс полностью финансируется из краевого бюджета.
Что касается учебных планов, то недавно принят краевой закон о национально-региональном компоненте и сейчас разрабатывается его содержание.
(от автора: В соответствии с этим законом, подписанным губернатором в 2004 году, краевой (национально-региональный) компонент – составная часть государственных стандартов общего образования, включающая требования к уровню знаний истории, природы, культуры, экономики и политико-правового устройства Красноярского края.
В него могут быть включены предметы: «История и археология Красноярского края», «Система органов публичной власти», «Сырьевые, энергетические, сельскохозяйственные ресурсы Красноярского края», «Спортивно-познавательный туризм» и другие. На освоение краевого компонента выделяется не менее 10 % учебного времени).
Как вы относитесь к 11-летнему образованию?
Оно уже давно существует, и никто против него не выступает. Практика показала, что переход на трёхлетнее начальное образования был необоснован. Ребятишки в начальной школе за три года не успевали освоить программу. Было подсчитано, что количество неуспевающих в начальной школе оказалось большим, чем в группе пятых-девятых классов. Содержание программ начальной школы могла освоить лишь небольшая часть учеников, поэтому и перешли на четырёхлетнее обучение.
Не приводит ли 11-летнее образование к тому, что некоторых выпускников сразу забирают в армию?
Сегодня в обществе идёт дискуссия по поводу другой проблемы – 12-летнего образования, выводящего выпускников на 18-летний возраст, с которого наступает воинская обязанность. При одиннадцатилетнем образовании такой проблемы не существует. Из 30 тысяч выпускников края молодых людей, достигших 18 лет, можно пересчитать по пальцам, и, как правило, это те, кто оставался на второй год. В любом случае, у них есть возможность поступить в вуз и получить отсрочку от армии, ведь они оканчивают школу летом, а попадают под призыв осенью.
В учительской среде обеспокоены возможным введением платного школьного образования, чем вызваны эти опасения?
У нас в конституции записано, что школьное образование бесплатно, как оно может стать платным? Это надо поменять конституцию, а это крайне сложно сделать, тем более в части социальных гарантий.
То есть, такой проблемы нет?
Конечно!
Расскажите об изменениях, которые произошли в профессиональном образовании.
Изменения в нём направлены на то, чтобы человек, окончивший учреждение профессионального образования, нашёл работу, и в подавляющем большинстве по той специальности, по которой он готовился. Следовательно, специальности, по которым готовятся специалисты, должны соответствовать запросам рынка труда. Вторая позиция – качество подготовки должно удовлетворять работодателя, и третья – профессиональное образование должно соответствовать запросам населения края, то есть, давать возможность всем выпускникам школы получать проф.образование и более того, давать возможность взрослым получить новую профессию в случае такой необходимости. Кроме этого, образование должно удовлетворять власть, потому что она тоже выступает как работодатель. Например, в здравоохранении, образовании, социальной защите, культуре и так далее.
Сегодня успешный бизнес начинает сам готовить для себя кадры через создание учебных центров, потому что его не устраивает качество государственного образования. Для нас же более приемлема такая практика: предприятие делает заказ государственному учебному заведению на подготовку, допустим, пяти специалистов. Оно платит за их обучение и выставляет ряд требований, которым должны будут соответствовать эти специалисты после окончания обучения.
А от каких предприятий края уже поступают подобные заказы в учебные заведения?
Сегодня взаимодействуют Красноярский алюминиевый завод и Университет цветных металлов и золота, НПО ПМ и Аэрокосмический и Технический университеты, лицеи и предприятия Лесосибирска и так далее.
Как вы представляете реформу высшего образования, что нужно менять в вузовской системе?
Я говорю в целом о профессиональном образовании, включая высшее. Но вузы должны выполнять ещё и функцию формирования интеллектуального потенциала государства. А вообще требования здесь такие же, как и к среднему профессиональному образованию. Соответствие запросам рынка по подготовке специалистов и качество этой подготовки.
А нужно ли России идти по пути Болонского соглашения, разделять высшее образование на магистратуру и бакалавриат?
А Россия разве существует отдельно? Она ведь часть мирового сообщества. Болонское соглашение – это некие требования к качеству образования, которым должно соответствовать образование европейских государств. Это единые стандарты оценки качества. При этом же никто не говорит, что мы должны поменять содержание на европейское.
То есть, содержание изменено не будет, изменится лишь структура?
В соответствии с международными стандартами образования, выпускник должен обладать в первую очередь определёнными качествами, а не только знаниями. То есть, не кто лучше знает арифметику, а кто к тому же лучше умеет её применить. В своё время мы уже жили по своим особым правилам и приобретали свои товары и услуги. Но когда появились зарубежные товары, мы перестали покупать свои, а предпочли импортные. Почему? Потому что они совершенно другого качества. Можно ли жить по своим стандартам, не соизмеряя их с мировыми и европейскими? Для меня – нет. И поэтому, когда произносят речи о том, что по западному пути образование будет уничтожено – это блеф! Я бы такому «патриоту» предложил пойти в магазин обувной, где калоши стоят резиновые, либо советская обувь, он ведь не будет её покупать, она его не удовлетворит. А образование – это тоже услуга, товар, только особый – интеллектуальный и на всю жизнь.
А что будет со студентами 4-5 курсов в год перехода их вуза на двухуровневую систему?
Они будут заканчивать вуз как поступили, то есть переход будет осуществляться не в середине учебного процесса, абитуриенты изначально при поступлении будут знать, сколько лет они будут учиться и по какой системе.
Как вы думаете, действительно ли в список вузов федерального значения не войдёт ни один красноярский вуз?
Я таких списков не видел, потому что их нет, но если мы в крае ничего не сделаем, то точно в них не попадём. Только за то, что Красноярский край такой хороший, никто в эти списки нас включать не будет. Всё зависит от нас самих – хотим мы что-то сделать или не хотим. Если хотим, то ставим перед собой задачу и попадаем в сто, двадцать, десять или пять лучших вузов – в зависимости от поставленной цели. А если мы не станем ничего предпринимать, то окажемся в конце списка.
Сегодня предприятия говорят: нам выпускник начального профессионального образования со вторым-третьим разрядом не нужен, нам нужен минимум четвёртый-пятый разряд. А почему мы выпускаем третий? Потому что раньше была такая установка, и мы продолжаем на неё работать, хотя понимаем, что такого выпускника на работу не возьмут.
В крае эта проблема решается? Слышала, что сейчас сформирована специальная комиссия по созданию национального университета…
Речь идёт не о создании университета нового типа, а о понимании, каким он должен быть. Для создания сегодня нет ни модели, ни достаточной правовой базы. И пока непонятно, что это такое, никто не собирается что-либо объединять.
А какие вузы планируется объединить в национальный университет?
В процесс обсуждения включились все вузы. Национальный университет – не единственно возможный путь реформирования, рассматривается множество моделей, среди которых создание других мощных федеральных университетов. У нас в крае должно быть всё, иначе, что это за край, который не представлен на всех уровнях профессионального образования.
А все вузы объединять никто не собирается. Работа над тем, каким будет профессиональное образование в Красноярском крае идёт. Когда будет что обсуждать, тогда это будет обсуждаться с жителями края – через систему образования, которая представлена во всех районах края, через общественные объединения и СМИ и так далее.
Будет ли сокращено число бюджетных мест в учебных заведениях?
Возможное сокращение связано лишь с демографической ситуацией. Есть закон, который устанавливает количество бюджетных мест на 1000 человек населения, и он будет выполняться. Поэтому профессиональные образовательные учреждения должны вмещать в себя всех выпускников школ и ни на одного меньше. Только когда будет сокращаться количество выпускников школ – пропорционально будет сокращаться и число студентов. Если в 2000 году у нас было 418 тысяч учащихся школ, то в этом году всего 336 тысяч. На 80 тысяч сократилось количество учащихся, и в ближайшие годы это коснётся и выпускников 9 – 11 классов. Если мы выпускали из девятых классов по 48 тысяч детей, а сейчас принимаем в первые классы по 28-30 тысяч – то сколько же будет выпускников?! Раньше мы выпускали по 30 тысяч одиннадцатиклассников, в вузы поступали 12 тысяч выпускников, а теперь мы начнём выпускать не 30, а 20 тысяч, и тогда вузы будут набирать те же 12 тысяч, но при этом, они будут брать каждого второго и даже больше, соответственно, снизится и качество выпускников вузов.
А что планируется делать с расплодившимися коммерческими вузами, выдающими дипломы государственного образца, о качестве образования которых очень нелестно отзывался министр образования?
В 2006 году пройдёт крупномасштабная проверка выполнения ими лицензионных требований, это полномочия федеральной службы по контролю и надзору в образовании. И если выяснится, что своих обязательств они не выполняют – им будет дано время на устранение нарушений. Но если они не изменят ситуацию, то должны будут вернуть деньги за обучение, студенты пойдут в другие учебные заведения, а вузы лишат лицензии.
Как вы оцениваете нынешнее поколение молодёжи, что изменилось в школьниках и студентах в сравнении с предыдущими поколениями?
Я бы не сказал, что произошли коренные изменения. Я начал работать в школе в 1973 году с учениками 9-10 классов. И если сравнивать с точки зрения знаний, то те мои ребятишки были сильнее, чем те, с которыми я работал в 80-е годы и которых я вижу сегодня. А вот с точки зрения коммуникативных качеств, сегодняшние ребятишки далеко впереди, по сравнению с теми, которые были 30 лет назад.
А что касается нравственности нынешней молодёжи?
Молодёжь не может не заразиться болезнями, которыми больно общество. В 90-е годы, когда наше общество находилось в состоянии полуразвала, когда не выплачивалась зарплата, социальные процессы привели к росту алкоголизма, к появлению наркомании. Молодёжь не может быть на 100% защищена от этих болезней. Но, на мой взгляд, если сравнивать в процентном отношении, то нельзя говорить о том, что это хроническая болезнь. Ею заражена только часть молодёжи, которая несомненно нас беспокоит, но она – исключение, а не правило, если говорить в целом о молодёжи. Я считаю, что современная молодёжь не потеряла патриотизма. В подтверждение тому может служить недавнее празднование 60-летия Победы. Молодые люди принимали в нём активное участие. На парад собрались тысячи людей, и я видел, что подавляющее большинство из них – молодёжь и люди среднего возраста. И их никто насильно на площадь не приводил, они пришли сами, значит, что-то в их сознании и душе подтолкнуло к этому. Поэтому, я считаю, что молодёжь наша заслуживает уважения.
Нравится ли вам современная культура: музыка, литература?
Мне приятно, что сегодня появилась возможность свободно купить в магазине книгу любимого писателя. Например, я очень люблю Валентина Пикуля, и у меня есть полное собрание его произведений. Но при этом мне не нравится, что наибольший процент на рынке занимают малосодержательные книги, например, детективы. Правда, иногда я их тоже читаю в качестве отдыха, например, когда лечу в командировку. Но второй раз эту книжонку перечитывать не хочется.
Что касается искусства, то я не воспринимаю иную трактовку произведений классиков на сцене, наверное, в этом я человек консервативный. Мне больше нравится эстрада и песни моей юности, которые несут определённый смысл, и я не воспринимаю современных исполнителей с бессмысленными песнями, хотя некоторые современные песни я слушаю с удовольствием. Но, на мой взгляд, более качественным искусство было в 70-80 годы. Хотя я уверен, что пройдёт период поверхностной «культурной» деятельности, направленной только на сбор денег с населения, и мы снова вернёмся к нормальной культуре с нашими традициями. А то, вот недавно мы пришли с женой в Большой концертный зал на концерт группы «Король и Шут». И когда я увидел, как там вели себя подростки, которые скакали в каком-то экстазе, сразу подумал, что в государственных учреждениях таких выступлений не должно быть!
Как же вы решили пойти на этот концерт?! Вы не знали, что это за группа?
Было интересно, надо ведь всё познать! (cмеётся)
Беседовала Татьяна Рыгина