В ролях: Джереми Айронс, Орландо Блум, Лайам Нисон
Что будет, если забросить участников американо-иракского конфликта в 12 век нашей, слава тебе Господи, эры, дать им в руки флаги, мечи и пики, обозвать крестоносцами, поставить во главе блока НА…ших лихого кузнеца, зарядить пушечку ста тридцатью миллионами долларов и моралью «Война – плохо, Бог - внутри тебя»? Если обозвать тамплиеров религиозными фанатиками, спасение простолюдинов от шальных стрел провозгласить Главным Рыцарским Делом, а саму религию назвать хавлом для простофиль? Ну, что будет, а?
Правильно, будет самое настоящее Царствие Небесное.
И будет ОНО внезапным, скоропостижным и всеобщим.
По крайней мере, господин Ридли Скотт очень на это рассчитывает, ведь его последний исторический блокбастер «Царство Небесное» - это двухчасовое «ай-яй-яй» религиозным войнам и политическим интригам. «Ай-яй-яй» масштабное, красочное, политкорректное и в корне неверное с точки зрения средневековой картины мира.
Ну да бог с ней, со средневековой моделью миропонимания. Наплевать на полное отсутствие религиозного сознания у древних кузнецов, в совершенстве владеющих тактикой ведения боя, возводящих ирригационные сооружения и кричащих «Бог поймет! А если не поймет, то он не Бог!». И на священников, ворующих у мертвецов крестики, наплевать.
Вызвать определенный набор чувств и реакций у зрителя, - вот чего хочет Ридли Скотт. Поп крестик украл? Каков подлец! В топку его! Ах, грех? Да что вы говорите! А вот мы в Иерусалим поедем, и на святой земле все грехи и отмолим. В топку, без разговоров в топку!
И вот уже коротко кричит с экрана обгоревший священник, а его суровый и справедливый убийца кузнец Балин (Орландо Блум) вместе со своим внезапно объявившимся отцом (бароном и рыцарем-крестоносцем) отправляется «через земли итальянцев и дальше, где говорят на других языках», служить умирающему от проказы Королю Иерусалимскому (Эдварду Нортону).
Собственно служба новоиспеченного рыцаря с гномьим именем состоит в охранной деятельности. Защищать простолюдинов во время набегов мусульман, грудью стоять за каждого не успевшего забежать в пещеру пастуха – это, согласитесь, для средневекового барона очень ново и по-американски. «Что нам святыни! Мы разрушим и храмы, и мечети, потому как понять, что главнее, невозможно! Мы защитим народ!» - вещает барон с городских стен, в палатке султана Саладина, в средневековых расшитых крестами одеяниях.
Нечего сказать, роль Орландо Блуму досталась оригинальная. А сыграл он ее, как обычно, в своем репертуаре. Есть такие актеры, у которых во всех фильмах выражения на лицах одинаковые. У Блума лицо печальное, взгляд задумчивый. Вообще создается впечатление, что он силится найти десять отличий между своими героическими ролями, и сообразить, что от него в данный момент требуется – вспрыгнуть на гору, на мачту корабля, на Прекрасную Елену или на крепостную стену. А ведь можно не мучиться и не вспоминать, - все равно где-нибудь поблизости окажется подходящая гора, мачта корабля, Прекрасная Елена или крепостная стена.
Ну и, конечно, самое главное в любом историческом батальном фильме. Драки. Вот здесь как раз все в полном порядке. Лошади скачут и прядают ушами, мечи звенят, пыль клубится, оператор сидит высоко, и музыку включают вовремя. Нас, конечно, этим не удивишь, но если лень искать и перематывать кассету с «Властелином Колец», «Троей» или «Александром», то насладиться любимыми вывертами сражений и осадными сценами можно и здесь.
Анна Назарова