Главная
>
Статьи
>
Двойное разочарование

Двойное разочарование

26.05.2005
1

На спектакль "Ричард III" новосибирского "Красного факела", представленный в первый день фестиваля "Сибирский транзит" в Красноярске, я шла с двойным ожиданием. До сих пор я не была знакома с этим театром – было любопытно посмотреть на "сибирский МХАТ". А во-вторых, надеялась наконец-то увидеть интересный спектакль по Шекспиру. Мда… Разочарование тоже оказалось двойным.

Как считает режиссер, мы и сегодня живем в мире этого правителя: "Глобализация, вечная война о мире, наша политика – всё укладывается в трагедию о Ричарде". Перенос в современную действительность наблюдается во всем – в четкой, технологичной сценографии, костюмах, где легко угадываются и "синие шинели", и строгие костюмы сегодняшних политиков, и мундиры хунты. Оранжевый костюм Ричарда (в свете софитов он иногда кажется багровым) в первом действии наталкивает как на параллели с кровавой сущностью герцога-злодея, так и на недавние "оранжевые" революции. Но вся эта технологичность и множество загадок и символов, которые режиссер предлагает разгадать публике, скрывают главное – индивидуальность актеров. И от этого сразу же наваливается ощущение скуки и потерянного времени – зачем мы здесь?


Ричард III

В соответствии с временным переносом итальянский режиссер Риккардо Соттили вывел на сцену парад посредственностей. Почти все они заменяемы и статичны, как марионетки. Да и сам Ричард (заслуженный артист России Владимир Лемешонок), центральная фигура спектакля, явно не тянет на фигуру легендарного злодея, каким его изобразил Шекспир. Соттили представил публике современного политика – зависимого, управляемого, как и все нынешние политические лидеры. Но Ричард, шекспировский Ричард, утратил от такого подхода всю свою злодейскую сущность и отрицательное обаяние. Вы поверите, что такой герой может соблазнить гордую леди Анну у гроба мужа, которого он сам же и убил? Я – нет!

Ричард III – притягательный образ для театра. В разные эпохи исполнением роли этого злого гения прославились великие актеры Джон Филипп Кэмбл (1783), Эдмунд Кин (1814), Лоуренс Оливье (он сыграл Ричарда также и в кино). В прошлом году его сыграл в "Сатириконе" Константин Райкин. А те, кто видел постановку Роберта Стуруа, до сих пор восхищаются Ричардом Рамаза Чхиквидзе. Но новосибирский псевдозлодей абсолютно не трогает. Да, Владимир Лемешонок – актер с сильной харизмой и обаянием, и это заметно даже сквозь те рамки, в которые загнал его режиссер. Но такое ощущение, что актеру просто скучно играть столь посредственного персонажа.

Пожалуй, лишь герцогиня Йоркская (Александр Дроздов) еще как-то привлекает внимание. Мужчина в роли старой женщины только подчеркивает ее уже внеполовую сущность – годы в интригах вокруг престола высушили в ней все женское естество.


Ричард III

Как и заслуженная артистка России Светлана Сергеева в роли Эдуарда IV – как прямой намек на вялость и немужественность короля, его неспособность управлять страной. Слишком уж прямой…

Что касается сценографии Олега Головко, в ней также все заранее предсказуемо. И металлические ящики по всей сцене, как цинковые гробы. И камни, после каждого убийства методично падающие с неба. Легко догадаться, сколько их будет за спектакль – стоит только посчитать количество камней, подвешенных под потолком! Посредине сцены – языческий столб, символ власти. Столб вертикален – власть держится, начинает колебаться, клониться в горизонталь – пошатнулась, пора безвременья. А Ричард, который в финале судорожно пытается дотянуться до ускользающего венца, вызывает откровенную иронию – ну зачем же так в лоб?!

Вообще, вся постановка напоминает компиляцию из разных узнаваемых приемов. Спектакль нашпигован цитатами из "Гамлета". Фишка не новая, некоторые режиссеры вообще любят ею злоупотреблять, вставляя в ткань пьесы различные рекламные слоганы и имена местных политиков. Да ладно бы, имей это хоть какой-то смысл! Но нет, всего лишь заигрывание с публикой, которая приходит в восторг, услышав нечто знакомое.


Ричард III

Те, кто видел "Ричарда III" в Новосибирске, говорят, что на родной сцене он значительно выигрывает. И что для театра это глоток свежего воздуха после ряда других постановок. Что ж, возможно… Известно также и то, что на фестивальных показах многие спектакли проваливаются, просто не вписавшись в непривычное пространство. Но все это можно было бы принять в расчет, если хотя бы "цепляла" игра актеров. Чего, увы, не произошло.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать