Главная
>
Статьи
>
Выпуск 111

Выпуск 111

07.07.2005
1

По следам биеннале

VI Красноярская музейная биеннале случилась. Случилась под лозунгом «Перемещение ценностей. Ценность перемещения». Час пик – на прошлых выходных. Я попала в Красноярский музейный центр, когда поток жаждущих до культуры уже схлынул. Но большая часть выставок (самые ценные, как уверили всезнающие бабушки- смотрительницы) осталась. И я отправилась по следам биеннале. По своей тропинке.


VI Красноярская музейная биеннале

Тропинка привела меня в «Музей объявлений» Алексея Плуцер-Сарно. В этом музее живут виссарионовцы и дети-шпионы, потерянные бабушки и костыли, кругом падают сосульки (Внимание! Опасная зона. Сосульки!), продают ценные бумаги(«Куплю 1 ваучер за 23 тысячи рублей»), рожают детей(«…Зарегистрировать в месячный срок»). Всё – реальное. Очень остроумно, хотя не совсем музейно.

Вот еще один не совсем музейный проект. И совсем не остроумный. Красноярские улицы на тарелках нарисовали студенты КрасГАСа. Ряд тарелок (а как же кувшины, бутылки, чашки?), ряд фотографий…

Мой взгляд задерживается на плохой фотографии с хорошей подписью «Дороги длинною в жизнь». На тему соотношения длиННы и длины я размышляю долго. Минут пять. Начинаю читать подписи под фотографиями внимательнее: «…Жизнь идет мимо. Старость никто не ждет», «Двор. Серый асфальт. Обшарпанные дома. Кучка озабоченных старичков. Воздух пропитан бедностью. Унылая серая жизнь» …

Тему унылых серых подписей продолжает другая экспозиция – «Азбука современности»: «Душа – это то, чего нет в вещах, и то, что делает мир живым», «Философ – человек, который если что-то понимает, то понимает, что именно он понял». Даже бессмертная фраза Максима Леонидова «Я повернулся посмотреть, не повернулась ли она, чтоб посмотреть, не повернулся ли я» меркнет перед этой постмодернистичной философией.


VI Красноярская музейная биеннале

О том, что музейная биеннале не очень-то и музейная, говорилось не раз и не два. Фотовыставки, нью-арт, классические музейные проекты… Короче, смешались в кучу кони, люди… Но я сейчас – не об этом. Я – о красивых банальностях и длиННе. Ни того, ни другого быть не должно.

Ну зачем, скажите мне, зачем сооружать «Беседку жизни и смерти», повествующую – о чем бы вы думали? – о движении человека от рождения к смерти! Или класть на одну чашу весов доисторические культовые предметы, а на другую библию и компьютерную мышь? Глубина не лежит на поверхности, простите за изысканную тривиальность.

И не подумайте, что все плохо. Все как раз хорошо. Понятен и интересен проект «Я – Гомбрович».

Или бытовой фоторепортаж из жизни американских проституток («Производственные моменты»).

Или «Ложе реки»: фотографии занесенных песком и искореженных водой кукол, фаллоимитаторов, ботинок соотносятся с фотографиями вполне цивильных мостов и рек.


VI Красноярская музейная биеннале

Или уже знакомый красноярцам проект «Кем станешь ты?». Суровый малыш сосет пустышку с серпом и молотом, и тут же – расплывается в улыбке, получив соску с пацификом. Не познавательно, но интересно. Цепляет.


VI Красноярская музейная биеннале

Или «УУУУУУУУУУУУРА!» – отряд пустых шинелей под звуки выстрелов толкает какую-то военную машину. Жалко только, что в карманах шинелей (я туда бессовестно залезла и даже оставила будущим посетителям карманов конфетку) стихи о войне, а не реальные письма.

Так что я обеими руками за то, чтобы музеи умели себя подавать и продавать. Но все-таки котлеты – отдельно, мухи – отдельно.

Саша Хорошайлова

Рекомендуем почитать