Главная
>
Статьи
>
Вардан Маркосян: «Я очень люблю играть для молодёжи»

Вардан Маркосян: «Я очень люблю играть для молодёжи»

18.07.2005
1

Родился 27 августа 1970 г. в Мартуни, Армения.

Учился 6 лет в музыкальной школе, поступил в педагогическое училище, где проучился 4 года.

В 1988 г. – поступил в Ереванскую консерваторию. Во время учебы призвался в ряды СА, служил танкистом.

В 1994 г. – окончил консерваторию.

С января по сентябрь 1994 года – работал музыкальным педагогом в Братске (Иркутская обл.).

В 1995-2000 гг. – работал в красноярском государственном театре Оперы Балета.

В 1999 г. – создал авторскую программу «Парад страстей»

В 2000-03 гг. – ведущий солист красноярского театра музыкальной комедии. Участвовал в спектакле «Марица», играл цыгана-скрипача.

С 2003 года – живет и работает Москве. Солист «Кремль-концерта».

Семейное положение: женат.

Увлечения: «В свободное время я люблю ничего не делать. Просто отдыхать. И знаете от чего? От музыки. Еще я люблю путешествовать. Но поскольку моя работа – сплошное путешествие, поездить в свое удовольствие получается редко. Люблю читать. Особенно в последнее время особенно я стал ощущать потребность в чтении классики и современной литературы. Наверное, именно сейчас, когда у меня уже многое есть, многое организовано, мне приходится искать новые творческие идеи в литературе»


Вардан Маркосян

Вардан, скажите, почему Вы выбрали именно скрипку?

Я не выбирал инструмент. Это мои родители решили, что я буду учиться в музыкальной школе по классу скрипки, просто сказали – будешь заниматься. Сестры в то время учились играть на фортепиано, и чтобы создать семейный ансамбль, решили меня отдать на скрипку. Первые три года было очень тяжело, но сестры поддерживали меня, помогали по некоторым предметам – сольфеджио, музыкальной литературе.

Желание бросить было?

Бросить – нет. Я бы даже не посмел этого сделать, потому что у меня был очень строгий отец, – он сказал учиться, и это был нерушимый порядок для меня.

Свой первый выход на сцену, свои впечатления от этого помните?

Первый мой выход на так называемую сцену состоялся у нас дома. Когда меня только записали в музыкальную школу и купили скрипку, мои сестры уговорили меня показать папе, как я буду выглядеть с музыкальным инструментом, научили правильно держать скрипку и смычок. Но, выходя из комнаты, я зацепился смычком за дверь и сломал его. В тот момент я очень испугался. Это мое первое впечатление от скрипки, мое первое несостоявшееся выступление!..

Как возникла идея создания программы «Время триумфа» и сколько времени Вы ее готовили?

Идея «Время триумфа» родилась около двух лет назад. Я хотел после уже состоявшегося спектакля «Парад страстей» обновить свой репертуар, поработать на новом уровне, с новыми людьми, новыми мелодиями. А работа над стилем, который я нашел – виртуальное путешествие музыканта по странам мира, затрагивающее чувства людей – требует времени. В нем сложно добиться оптимальной формы для большого круга зрителей. Сначала мы готовили эскизы, потом выбрали программу – произведения, контекст, в котором они будут звучать, подбирали танцоров. Потом начали работать над классическим произведением – заказали аранжировку, пытались сделать ее не скучной, чтобы было динамично и интересно.

Программа «Время триумфа» не случайно носит такое название, потому что в ней участвуют звезды, мастера мировой величины, триумфаторы – Наталья Чеховская, Василий Полушин и другие. Свой творческий путь я начинал в Красноярске, поэтому в концерт решил привлечь еще и своих друзей. Например, Андрей Пашнин, ведущий актер театра Пушкина. С ним мы сотрудничали с самого первого моего концерта, он помогал в создании «Время триумфа» и, естественно, не мог остаться в стороне. Еще один коллектив моих друзей – «Маскарад», с ними мы сотрудничаем с 1999 года, они постоянные участники моих концертов. Кроме того, ансамбль современного танца «Престиж», привнесший в программу динамичность, какую-то особую современность. Ребята придают концерту дополнительную энергетику, своими необычными танцами открывают в нем второе дыхание. В общем, я попытался собрать всех, с кем сотрудничал много лет и сделал новую программу.

Скажите, с чего начался эксперимент по соединению классики и современного звучания?

Во-первых, был опыт Ванессы Мэй. Но еще до нее, лет 20 назад, в Армении был скрипач Каро Айрапетян, который играл народные произведения в эстрадной обработке. Я часто слушал его выступления – они давали мне стимул к занятиям музыкой и, естественно, оставили свой отпечаток. Именно в те моменты, когда я слушал его музыку, внутренний голос говорил мне, что я могу стать скрипачом.

Кроме того, сейчас изменилось время. Для того, чтобы привлечь массового зрителя и приобщить его к классической музыке, одной только классики мало. В самом начале своего творческого пути я работал в Оперном театре, играл классический репертуар и однажды подумал – а почему бы и нет? Почему бы не выдавать вот эти чисто классические произведения широкой аудитории, а особенно молодежи? Молодежь очень редко ходит на классические концерты, спектакли, а там ведь есть такие шедевры, мимо которых невозможно пройти. Может быть, эта форма, которую я преподнесу, публике понравится, подумал я, и рискнул. И оказалось, что находка была так удачна, что ее начали любить люди от 10 до 80 лет.

В России у вас есть конкуренты, которые работают в том же ключе?

Конкуренция – это очень хорошо, ведь у людей есть возможность сравнивать. Но такую программу, как делаю я, здесь не делает никто. Есть люди, которые играют в таком же стиле. Однако программы с танцами, вокалом, шоу, фейерверком – такого у нас больше нет. Мои выступления рассчитаны на большой концертный зал. Я ездил по многим городам России – от Ленинграда до Владивостока, но такой цельной скрипичной эстрадной программы не видел.

Вардан, а Ваша скрипка особенная?

Да, скрипка особенная. Ее для меня сделал сочинский мастер Виктор Малыхин. Во время моих гастролей в Сочи Виктор демонстрировал мне свои инструменты. Я долго выбирал и, наконец, нашел эту скрипку. Она не раритетная, а, наоборот, практически новая, – ей пять лет.

Это акустическая скрипка с радиозвукоснимателем. Во время концертов она издает чисто скрипичный звук практически без искажения. Что касается электроскрипки, то, по моему мнению, она звучит чуть по-гитарному. Хочу в будущем иметь электрическую скрипку и использовать ее в концертах. Но пока она меня не впечатляет. Сейчас мне предлагают итальянскую скрипку, очень хорошую, конца 18 века. Возможно, я ее приобрету.

Дорогая, наверное?

Дорогая. (Улыбается)

В свое время Вы не очень хорошо расстались с двумя красноярскими театрами: оперным и музкомедией. Что там произошло?

Это обычные театральные интриги. Вначале было тяжело, но потом я успокоился, потому что понял – практически все артисты, которые начинают сольную карьеру и чем-то выделяются, проходят через эти интриги. Можно сказать, без этого не получится артиста. Артист должен через это пройти.

А почему Вы покинули Красноярск?

Я переехал в Москву, чтобы открыть для себя новые возможности. Москва – тяжелый город, но зато есть возможность общаться со звездами, творческими людьми, находиться в гуще событий, все узнавать из первых рук. Жизнь кипит в Москве. Она вдохновляет и стимулирует дальнейшие творческие мысли. Чтобы пробиться в этом городе, надо пройти московскую творческую мясорубку. Если ты ее прошел – значит, состоялся.

Почему Вы решили поменять свое сценическое имя на Вардан Маркос?

У любого артиста есть сценическое имя. Я взял себе псевдоним, но от моих корней он меня не отрывает. А сделал я это для привлечения большей аудитории. Особенно это касается европейского зрителя – глядя на афишу, они думают – Вардан Маркосян, скрипач-армянин – значит, он играет армянские народные песни, на его концерт мы не пойдем. Кроме того, очень даже часто известные конферансье путают мою фамилию. Бывали случаи, когда вместо Маркосяна говорили Мартиросян, Мелконян, Муродян.

Мне вспоминается один концерт, который я давал Центральном доме литератора в Москве. Меня подвели к рукописной афише, где было написано «Концерт Владимира Мартиросяна». Для того, чтобы избежать подобных моментов, я решил взять псевдоним Маркос. Он придал моему образу дополнительную интригу.

Я слышала, что Вам приходилось играть перед спонтанно собравшейся публикой. Так ли это?

Бывали случаи, когда собрание или конференция мягко перетекали в импровизированный концерт. Или, например, когда в зале, в разгаре программы отключается свет. А что тогда делать? Приходится играть вживую. Вспоминаю Архангельск, где во время концерта отключили электричество. Я стал играть а капелла. И тогда две тысячи молодых людей в зале потихоньку успокоились и среди них не было слышно ни одного вздоха. Они молчали, чтобы слышать скрипку. Минуты две прошло в такой обстановке, и тут неожиданно включился свет. Автоматически подключились и все инструменты. Зрителей переход от одной скрипки к другой просто потряс. Я повторюсь, когда скажу, что очень люблю играть для молодежи. Для того контингента, который, может, и не слышал скрипку – просто никто им этого и не преподал. Когда они когда открывают для себя классику – Моцарта, Вивальди – они становятся другими. Их предубеждения о скрипке, как о скучном инструменте, рушатся. Если преподнести молодым людям скрипку в привычном для них ритме – практически все до единого влюбляются в нее.

Вы будете заниматься тем, что делаете сейчас, лет через 30?

Я не загадываю. Но раз я выбрал такой путь, то планирую заниматься этим до конца жизни. Моя основная цель в том, чтоб молодежь хоть сейчас, хоть через пять, хоть через десять лет приходила на мои концерты. Потому что они ко мне приходят все разные. А уходят все хорошие.

Чем занимаетесь в свободное время?

В свободное время я люблю ничего не делать. Просто отдыхать. И знаете от чего? (Улыбается). От музыки. Еще я люблю путешествовать. Но поскольку моя работа – сплошное путешествие, поездить в свое удовольствие получается редко. Люблю читать. Особенно в последнее время особенно я стал ощущать потребность в чтении классики и современной литературы. Наверное, именно сейчас, когда у меня уже многое есть, многое организовано, мне приходится искать новые творческие идеи в литературе.

А преподавать музыку Вы не планируете?

Вообще, да. Когда уже кое-что сделано в жизни и творчестве, хочется передать опыт и знания молодому поколению.

 

Беседовала Наталья Попова

Рекомендуем почитать