Представьте себе картинку: ранняя осень. Небольшой сибирский городок. На пустынной, не озаренной ни единым фонарем улице 40-летия Октября типовой советский кинотеатр (дом культуры) «Восход», окруженный усиленным нарядом милиции. Мимо двух особо внушительных милиционеров в двери кинотеатра заходят группы коротко стриженых людей в черных кожанках и аналогичного цвета джинсах. Граждане снабжены разнокалиберной тарой с алкогольными напитками и разбитными крашеными девицами в нарядах стиля «гот бытовой безыдейный». Периодически местную публику разбавляют персонажи богемно-тусовочного вида. Сразу ясно – приезжие. Их милиция сопровождает подозрительными взглядами, иногда подкрепленными проверкой документов. Как вы думаете, что это? Правильно, модное мероприятие – 4 Международный Канский видеофестиваль. Вечерний показ.
Организаторы фестиваля
Есть легенда, что однажды яркий представитель столичной неформальной кинокультуры Андрей Сильвестров, разыскивая что-то в Интернете, случайно обнаружил город Канск. И пошутил вслух: хорошо бы сделать в России Канский фестиваль. В дальнейшем Сильверстов стал почетным Президентом фестиваля, а шутка волею случая трансформировалась: кто-то из местных журналистов, услышав от организаторов, мол «наш президент узнал про город Канск и решил…» про президента понял все «правильно». Так возникла версия, что придумал фестиваль Владимир Владимирович П.
На самом деле Канский видеофестиваль – совместный проект культурного центра "Дом" и студии "Видеодом". Его директор – Павел Лабазов, арт-директор – Надежда Бакурадзе. Организаторы фестиваля одержимы идеей сделать в России альтернативу французским Каннам. Без пафоса и гламура. Дерзкую, бескомпромиссную и маргинальную. Ежегодно эта идея воплощается практически на сто процентов.
Гран-при фестиваля
Главный приз фестиваля в Канске называется "Золотой пальмовый секатор". Это почти метровая вещь, созданная художниками известной группы "АRT-Бля". В этом году гран-при вручался исключительно гипотетически, так как слабое финансирование не позволило доставить на фестиваль ни победителя, ни собственно секатор.
История фестиваля
Первый фестиваль сопровождался грандиозным «Марш-броском на восток». Организаторы, члены жюри, а также многие участники конкурсной программы в отдельном железнодорожном вагоне прокатились через всю страну с остановками в ключевых пунктах фестивальной программы, двухдневным показом в Канске и завершением программы на Байкале. С пафосом и гламуром обошлись, как и мечтали. Например, когда председателю жюри Сергею Землянухину потребовалось вылететь в Москву сразу после Канской программы, до Красноярска его отправили на рейсовом автобусе (а чтоб не скучно было – сопровождать господина Землянухина отрядили сразу двух местных блондинок). Второй Канский фестиваль был менее шумным, зато с Мамышевым-Монро в роли свадебного генерала.
В этом году процесс подготовки фестиваля скорее напоминал политический детектив из семидесятых. Зловредный А подсунул влиятельному чиновнику Б избирательный список с названиями конкурсных работ. Названия еще те – например, «Порнография». Влиятельный Б без разбору написал официальное письмо: мол, на нашей земле не может быть фестиваля, где Такое показывают. В результате организаторы имели дело с ребятами в штатском. Чуть было не пришлось искать запасной вариант. Фестиваль гостеприимно приглашали на свои земли и деревня Канское (Вологодской губернии, и горноалтайское село Канны. Но устроители фестиваля оказались людьми настырными и все же не бросили наш город Канск.
Регламент фестиваля
Обычно это два дня плотного показа – конкурсные и неконкурсные программы чередуются. Фильмы продолжительностью от минуты до полного метра берутся только на видео и на "цифре". Первые два фестиваля сопровождались еще и мастер-классами. В этом году все было куда более аскетично.
Конкурсные работы – это видео инновационное, независимое, низкобюджетное, бескомпромиссное, содержащее свежие идеи и стремящееся повлиять на развитие кинематографа в целом. Конкурс бесплатный, в нем принимают участие и профессионалы, и непрофессионалы. Отобранные в конкурсную программу видеофильмы впервые демонстрируются в Канске, и только потом «в других человеческих поселениях». Чего не скажешь о фильмах внеконкурсной программы. Впрочем, такие работы, как, например, «Фильм – счастье» (мистификация в жанре науч-попа) можно смотреть далеко не по разу (его демонстрировали на первом фестивале).
В целом программа этого года олицетворяла принцип «мухи, мед и … пчелы». Чем и была хороша. Нельзя сказать, что она была полностью репрезентативной, но сам факт того, что организаторы не выказывают сознательного предпочтения чему-то одному, уже приятен.
Пунктиром о просмотренном: гран-при досталось фильму «Статист» (Германия), второе место заняла итальянская короткометражка «Бонджорно», третье место получили «Сумерки» (Самара). Специальный приз жюри вручило за фильм "Мирная пропаганда". Несколько пространных документалок о проблемах приезжих из стран третьего мира в Европе откровенно утомляли. Пять минут Creature Comforts передавали ту же мысль куда яснее и четче (не говоря уже о том, что забавнее), чем 40 минут финских «Акробатов».
Отдельно порадовала «Последняя тайна Термена» с Дмитрием Приговым в главной роли. Завершивший показ фильм Татьяны Деткиной «Пакостник» вызвал неоднозначные эмоции, но то, как она отвечала на вопросы жителей Канска, просто очаровывало.
Публика
Дирекция фестиваля в своем стремлении сблизиться с канской аудиторией (на 99% не подготовленной для восприятия современного искусства) знала, на что идет. Канская молодежь радостно шарахалась туда-сюда во время показов, пила пиво (и не только), слушала рингтоны своих мобильников. Женщины после трудовой смены вслух обсуждали внешний вид приезжих (вон смотри – это же шампуры для шашлыка у нее в голове – тыкали они пальцами в прическу девушки с китайскими палочками). Парни в черных кожанах внушали опасение за собственное здоровье. В общем, будет что вспомнить до следующего фестиваля.
Блондинка Алёна