Самое большое внимание публики на гастролях Минусинской драмы в Красноярске привлек чеховский «Вишневый сад» в постановке Алексея Песегова – билеты на него были раскуплены загодя. И именно он вызвал самые неоднозначные оценки: часть зрителей ушла, не дождавшись финала.
Признаться, мне нелегко говорить об этом спектакле. Наверное, потому, что не могу забыть то потрясение, которое некогда испытала на его премьере в Минусинске. Казалось невероятным, что можно так свежо, так выстраданно сыграть затертую до дыр пьесу. Возможно, на игре актеров в немалой степени сказались трагические обстоятельства, сопровождавшие работу над спектаклем. Казалось, какой-то рок тяготеет над «Вишневым садом». Только начали репетировать – умер исполнитель роли Фирса заслуженный артист России Анатолий Ганчин. Потом заболела актриса Лилия Медведева (Раневская) – премьеру пришлось отложить на месяц. А вскоре и сам режиссер попал в больницу с сердечным кризом. Может, именно вследствие всех этих испытаний спектакль тогда получился столь пронзительным и чистым?.. Но в Красноярске чуда не произошло.
В постановке минимум декораций: шкаф, стол, стулья, пара скамеек. По всему сценическому пространству свисают полотна светлой ткани – на оформление ушло около километра материи. Декорация представляется вишневым садом, освещенным попеременно закатными и рассветными лучами солнца. Но по-настоящему заиграть это лаконичное оформление можно только при умело выстроенном свете. Чего на гастролях не случилось.
Как не удалось качественно показать и видеоряд, проецируемый прямо на сцену – очень важный элемент песеговского спектакля. В мельтешащих картинках с большим трудом угадывались кадры прибытия поезда и женщины, неторопливо гуляющей по саду. Публика недоумевала – что хотел сказать этим режиссер? Наверное, имело смысл вообще отказаться от видеопроекции, если технические возможности не позволяют показать ее так, как было задумано. Так, как это возможно на родной сцене…
Но самое неожиданное разочарование от работы актеров. Да, многие артисты очень хороши в своих ролях. И Алексей Дербунович в роли Лопахина – молодой, успешный предприниматель, выбившийся из низов. Он искренне симпатизирует семейству Раневской, но не в состоянии удержаться от соблазна приобрести их имение. И сама Раневская – Лилия Медведева сыграла женщину слабую и неуравновешенную, но ее героине сложно отказать в сочувствии, когда она теряет родное гнездо. Впечатляет Николай Кокконен в роли старого слуги Фирса. Кстати, это уже третий исполнитель Фирса: артист Николай Чарушников скончался прошлым летом…
Жанр постановки, как и сама пьеса, обозначен как комедия. Однако ничего комедийного в ней не заметно – спектакль пронизывает ощущение одиночества и разобщенности героев. И, к сожалению, той цельной, завораживающей игры, что была на премьере, нет и в помине. Спектакль распадается на отдельные сцены. Вот удачный эпизод, и в зале оживление. Но следующая сцена напрочь перечеркивает благоприятное впечатление.
Художник постановки Светлана Ламанова однажды заметила, что их спектакли с Алексеем Песеговым вообще очень сложно куда-либо вывозить. Слишком много световых переходов, различных постановочных нюансов, от взаимосвязи которых зависит успех всей постановки. А «Вишневый сад» – едва ли не самая сложная, самая тонкая их работа. Судя по неудачному показу на фестивале «Сибирский транзит» в Томске и на гастролях в Красноярске, с этим трудно не согласиться.
Елена Коновалова