Многие ошибочно полагают, что слова «симфонический» и «классический» по отношению к музыке являются синонимами, хотя это совсем не так. Предлагаю разобраться, в чём основные отличия этих эпитетов.
Симфонической (от греческого symphonia – созвучие) называют музыку, предназначенную для исполнения симфоническим оркестром. Это энциклопедическое определение страдает замкнутостью на себе, поскольку симфонический оркестр, в свою очередь, можно определить, как созданный для исполнения симфоний. Поэтому точнее будет сказать, что симфоническая музыка – это крупные монументальные произведения и небольшие пьесы, написанные для одновременного исполнения многими инструментами. Основы её были заложены Гайдном, который в своём творчестве обособил ансамблевую и собственно оркестровую музыку.
Далеко не каждое симфоническое произведение является классическим. Равно как и наоборот. Чтобы лучше понимать это, вспомним, что такое классика вообще. Это слово произошло от латинского classicus – образцовый. Первоначально «классик» означало человека, относящегося к первому разряду, «классу», высшей из пяти цензовых категорий, на которые были разделены граждане Древнего Рима.
Позже, в эпоху Возрождения, так стали называть «избранников» в области литературы и искусства – всех античных писателей, живописцев, скульпторов, архитекторов и так далее. В широкое употребление вошли понятия «классика», «классики», «классический» в значении лучшего, совершенного, образцового, первого в своём роде. А под классическим искусством подразумевают не только творения художников древнегреческой классики и Высокого Возрождения, к которым традиционно применяется этот термин, но и искусство периодов расцвета в той или иной стране. Творчество классиков имеет непреходящую ценность не только для национальной, но и мировой культуры (У. Шекспир, Микеланджело Буонарроти, И. Гёте, В. А. Моцарт, Л. Толстой, Л. Бетховен, А. Пушкин, П. Чайковский и другие).
Наряду с классической, выделяют музыку академическую – это также не обязательно классика. Однако стоит отметить, что она создаётся по строго установленным канонам и со ссылкой на классиков, на абсолютные, не зависящие от места и времени нормы прекрасного.