Модное поветрие докатилось и до наших палестин. Накануне в ирландском пабе «Дублин» презентовали новый проект – «Театр в пабе». На открытие актеры показали комедию Мольера «Брак поневоле». Гостей угощали настоящим ирландским элем.
Строго говоря, явление это далеко не новое. Как заметил актер Красноярского театра им. Пушкина Андрей Киндяков, заглянувший в паб посмотреть на игру коллег, «театр родился на площадях и умер в салонах. И вновь возвращается на площади». На западе и в Москве театральные постановки нередко идут в кафе и ресторанах. Видимо, чтобы уж все до кучи – и хлеба, и зрелищ…
Выступать в кафе не гнушаются и барды – в столице немало заведений, где можно выпить и закусить под гитару Олега Митяева и ему подобных. Правда, в Красноярске бард-кафе как-то не прижились – местная публика мух и котлеты предпочитает по отдельности. Но руководителя «Театра в пабе» Елену Панькову подобные сравнения нисколько не смущают – а что смущаться, если сам Мейерхольд в свое время не гнушался ставить интермедии! Да и в наших широтах этот прием уже проверен: верхнее фойе Минусинского драмтеатра давно используется как малая сцена. Где, сидя за столиком, в вечернее время можно славно отдохнуть под легкую комедию.
Но то театр! В пабы обычно заглядывает несколько иная публика – что им Мольер с его фарсом? На премьеру собрались свои зрители, проверенные, и то их реакция на происходящее была несколько заторможенная. Как воспримут нововведение завсегдатаи паба, даже предсказывать не берусь. Учитывая, что стоимость зрелища – 350 рублей (в стоимость билета входит тот самый эль). Очевидно и то, что Мольер и пиво сочетаются плохо. И дело отнюдь не в классике – сюжет сей пьесы весьма незамысловатый. Подумаешь, старый пень надумал вдруг жениться – кого этим удивишь? А его невеста не скрывает, что соблазнилась лишь на богатство, и после замужества вовсе не собирается отказывать себе в невинных шалостях. Но метания незадачливого жениха – жениться или не жениться? – не находят отклика у публики, заглянувшей в паб. Сюда бы что-нибудь попроще, или даже с изрядной доли соли и перца. Да так, чтобы и зритель не чувствовал себя сторонним наблюдателем. Больше легкости, господа!
Признаться, я ожидала худшего. Представляла, что посетители паба, как ни в чем не бывало, займутся ужином, не обращая внимания на актеров. Но публика оказалась воспитанной, ножами и вилками во время представления не стучала. И даже закуривали люди украдкой, стесняясь привлечь к себе внимание. Но… Хоть бы один засмеялся! Где там, на лицах присутствовавших не промелькнуло ни тени улыбки.
Впрочем, насчет комедийных способностей артистов Красноярского ТЮЗа, занятых в постановке Аллы Васильевой, можно вообще не обольщаться – смешить тюзовцы разучились давным-давно. Да ладно со сцены, где все родное и привычное. Но пробить незнакомый зал, где посетители еще не привыкли к подобным развлечениям, им оказалось и вовсе не под силу.
К слову, о посетителях. Елена Панькова собирается вскоре опробовать еще одну идею – предложить желающим возможность сыграть главную роль в спектакле вместе с труппой профессиональных актеров. Само собой, не за бесплатно – кто ж вас выпустит на сцену без подготовки? Обучение стоит денег. И, говорят, уже есть первые претенденты. Пока что спектакли «Театра в пабе» будут идти в «Дублине» примерно раз в месяц. И уже не за горами новая премьера.
Елена Коновалова