Издатель: Sierra
Жанр: 3D action / ужасы
Вы знаете, в чем разница между хорошим салатом и фруктовым салатом? Пожалуй, я обозначу свои моральные устои в области приготовления салатов, чтобы мы могли понять друг друга. Хороший салат к моменту употребления уже не является суммой своих ингредиентов, обретая новый, собственный вкус; проследить его истоки порой не представляется возможным. Фруктовый же «салат» так и остается мелкими кусочками яблок, груш, апельсинов и киви. «F.E.A.R.» – своеобразный фруктовый салат: разные жанровые составляющие в нем остались перемежающимися фрагментами «хоррор»-фильма, игры-шутера и научно-фантастической головоломки. Целостности достичь не удалось. Но это моя единственная придирка к данной игре, потому что все перечисленные ингредиенты здесь просто отменного качества.
Согласно сюжету, игрок является новичком элитного подразделения особого назначения F.E.A.R. (расшифровывается примерно как «Штурмовой Спецотряд Первого Контакта». Путают товарищи терминологию, путают). Армия клонированных солдат, ведомая явно одержимым мужичком, с неизвестно какой целью вторгается на территорию аэрокосмической фабрики. Посланная разведгруппа уничтожена особенно мерзким способом, игрок в лучших традициях жанра остается один.
И ладно бы нужно было сразиться с армией клонов в одиночку (эка невидаль), ситуацию осложняет повсеместное присутствие духа маленькой темноволосой девочки (читай: Самары из «Звонка»). Герой постоянно улавливает краем глаза ее тень, слышит отголоски смеха и стоны, замечает растворяющиеся силуэты, порой даже испытывает галлюцинации на мини-уровнях, как в «Max Payne» и «Silent Hill». Эти избитые, но эффектные приемы поначалу выпускают длинные очереди мурашек вдоль спинного мозга. К середине игры «пугалки» перестают волновать. Отчасти надоедают, отчасти из-за более насущных проблем с материальными солдатами. Большая часть игрового времени посвящена как раз сражению с превосходными превосходящими силами противника.
Мало просто сказать, что боевая система FEAR – одна из лучших в жанре. Надо выделить главное: здесь удивительно точно установлен баланс между игроком и компьютерными оппонентами. Слово «реалистичный», пожалуй, слабо подходит для описания войны с клонами в кибердоспехах, но это то самое ощущение, которое производит игра. Не лезть на рожон, использовать укрытия, постоянно передвигаться, следить за флангами и тылом, выбирать оружие, подходящее к ситуации, а в нужный момент и сверхспособности – все это реализовано в игре крайне правдоподобно.
Играть комфортно: любой, кто когда-либо смотрел через монитор в трехмерное пространство, положив одну руку на мышь, а другую на клавиши WSAD, научится управлять оперативником FEAR за пять минут. Правда, здесь не пригодятся навыки, полученные в других шутерах, лучше будет вспомнить основы тактики из «Full Spectrum Warrior» или «Republic Commando». Похоже, им обучены и враги: AI тоже прячется за стенами и предметами (и даже сам способен организовать себе укрытие, повалив какой-нибудь стеллаж), активно переговаривается по рации, грамотно подкидывает гранаты, заходит в тыл и старается наступать только группами. Кстати, именно тогда компьютер имеет самые большие шансы на победу. Ближе к середине игры, противостоять вражеским толпам можно, только грамотно используя спецумения.
Дело в том, что обычный бой происходит в игре очень быстро: фигуры двигаются молниеносно, патроны кончаются в мгновение ока. Поэтому так важна волшебная клавиша «slo-mo»: благодаря вашим улучшенным рефлексам, герой может ненадолго выпасть из обычного течения времени и скоординировать, куда полетит его тело и пули из снайперского автомата.
В перестрелках и замедленном времени раскрывается второй козырь FEAR: графика. Возможно, вас не впечатляют внутриигровые кадры. Неудивительно: текстуры и дизайн помещений здесь добротные, но никак не выдающиеся. Что же обретает жизнь только в динамике, так это потрясающие графические спецэффекты. Вот пуля попадает в стену рядом с вами: в воздухе повисают пыль и брызги кирпичной крошки. Вы замедляетесь и расстреливаете врага: цветовая гамма окружающего пространства изменяется в синеватую сторону, пули оставляют в воздухе следы, ударяют в броню, высекая искры, кровь обрызгивает стены… Не хотелось бы романтизировать многочисленные убийства, но выглядит это просто потрясающе.
Впрочем, у всего есть и своя цена: ниже приведены рекомендуемые системные требования, заявленные разработчиками. Это честные требования. Чтобы играть на более слабых машинах, придется существенно занижать графические настройки, а для FEAR это смерти подобно. Такой вот получается графический шовинизм: любителям шутеров играть обязательно, но только если в наличии есть мощная машина с хорошей видеокартой.
Системные требования:
Минимальные: процессор 1,7 ГГц, память 512 Мб, дисковое пространство 4 Гб, видеокарта с памятью 128 Мб
Рекомендуемые: процессор 3 ГГц, память 1024 Mб, видеокарта с памятью 256 Мб
Тестовые: процессор AMD Athlon XP 3200+, память 1024 Мб, видеокарта ATi Radeon 9800 Pro
Влад Вавилов