Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Почем аппарат?

Почем аппарат?

02.11.2005
1

Дешевый чиновник тоже стоит немало

Об административной реформе простой люд, скорее всего, уяснил себе два с половиной тезиса. Во-первых, чиновников станет немного меньше – в выступлениях Сергея Сокола мелькает сокращение на 10 процентов. Оставшиеся будут получать намного больше денег – примерно в два раза. Третий тезис, понимаемый где-то наполовину, – управления обзовут департаментами, части их при этом отделят. Но далеко не закинут: названные службами и агентствами, они остаются под департаментами. О сложных смыслах «перманентного мониторинга» и «технологичности линий» мы некогда говорили – обратимся сейчас к тезисам, простым до мычания.

Сразу выяснится, что дело не так просто. Только ленивый не заметил факта, что бюджетникам в грядущем году зарплату повысят на 22 процента и в три захода, а краевому чиновнику, который тоже бюджетник, – на 100 процентов и сразу. Из чего, казалось бы, антинародность власти следует напрямую. Однако сама власть, тоже умея сравнивать цифры, позицию не скрывает. Цитируя слова того же Сокола: «дешевый чиновник нам слишком дорого стоит».

Посмотрим сначала на цифры. Чиновник в ранге «главного специалиста» получал со всеми надбавками около 10 тысяч, сейчас его содержание увеличится до 20 тысяч. Зарплата губернатора подводится к 100 тысячам, его заместителей – к 60–70. Много это или мало? При этом корректнее сравнивать не с «другими регионами» (позиция самой администрации: «в Сибири мы были беднее всех») и не с рядовыми бюджетниками. Все это частные сегменты, выбираемые произвольно. Так можно доказать все что угодно – почему не сравнить чиновника с Романом Абрамовичем? или с пенсионером? Корректнее всего сравнивать с «жизнью вообще».


Почем аппарат? (http://www.strana-oz.ru/images/2004_2/833-3.jpg)

В топе

Первым делом хочется поделить всех обитателей «Серого дома» и его административных окрестностей на две неравные категории. Есть люди, принимающие конкретно-финансовые решения, и есть люди, не принимающие таковых. В первой категории – не только губернатор и замы, но и главы управлений, их замы, главы комитетов, может быть, начальники отделов. Люди, на кончике пера которых, бывает, висят миллионы рублей. В случае замов непосредственно губернатора – миллионы долларов. Сколько – в условиях капитализма – логично получать управленцу, принимающему такие решения? Можно оговориться, что капитализм – далеко не лучший способ устроения людской жизни. Однако пока стоит не вопрос перемены строя, а вопрос – как будет логичнее в его рамках?

Известно, сколько получают сопоставимо «ответственные» в крупных частных корпорациях. Если переводить в рубли, хотя там считается исключительно в долларах – начиная от ста тысяч рублей. В пределе цифра может упереться и в сто тысяч ежемесячных долларов – на уровне топ-менеджмента.

Если аналогичная ответственность в области госуправления оценивается долларов в семьсот – кого мы имеем в претендентах на эту должность? Варианты многообразны. Во-первых, святые люди: хлебом не корми – дай жизнь за народ отдать! Во-вторых, честолюбцы с особым вывертом: выверт в том, что они считают госслужбу почетнее и важнее любой «частной лавочки». В-третьих, великие комбинаторы, плавно перетекающие в банальных воров: зарплату они могли бы отдавать нищим, чай, не зарплатой живы. В-четвертых, просто незнайки и неумейки – не берут «обслуживать капиталы» в серьезные ФПГ, будем, так уж и быть, «обслуживать население».

Можно, конечно, надеяться на первый или второй подвид, на святость, выверт и честолюбие. Но как-то оно… негарантированно, что ли. А вот третий и четвертый подвид – воистину неистребимы. Можно как-то минимизировать их число, но не стереть до нуля: как не бывает смертного без греха, не бывает госаппарата совсем без глупости и коррупции.


Почем аппарат? (http://ld.ludidela.ru/0411/jpg/041114b.jpg)

Себе дороже?

«Финансово ответственных» не так много, это не тысячи людей и не сотни. Низкие зарплаты этой категории – явное подстрекательство к плохому. Если трактовать человеческую природу так, как должен трактовать ее государственный муж – сугубо пессимистически… Перефразируя поговорку: сэкономим на миллион, чтоб рискнуть миллиардом.

Две тысячи долларов для заместителя губернатора – не великие деньги. Более того, если смотреть на борьбу с коррупцией диалектически, то она должна начаться именно с повышения зарплаты для топа государственных управленцев. Ведь не секрет: масштабы российской коррупции превышают фонд зарплаты ее чиновной элиты, умноженной – будем еще скромны в оценке! – на любое однозначное число… Мы не говорим, что это такой «первый шаг в борьбе». Но если бы коррупции действительно объявили джихад, то повышение зарплат было бы первым шагом. Ибо снимать голову с куратора отрасли, уворовавшего, чтобы догнать в доходе директора магазинчика – может быть верно и по закону, и даже по совести, но как-то не по уму.

Что же до потерь от некомпетентности, то это, гипотетически, еще страшнее. Отладивший систему и отщипнувший от прибылей, что вполне согласуемо с неформальной доктриной «эффективного менеджмента», – предпочтительнее кристально честного человека, развалившего систему по незнанию, неумению и своим добрым намерениям.

Дожить до весны

…Помимо «финансово ответственных», есть и просто чиновники. Сколько должны получать они? Средняя зарплата в городе Красноярске – порядка 10 тысяч, именно эта цифра – начальная планка квалифицированного наемника в не убыточном частном секторе. Именно столько получал весьма квалифицированный, судя по его чину, сотрудник администрации.

Если предположить, что «главный специалист» администрации примерно соответствует нижней планке кадровых притязаний бизнеса – он получал свое. Если кадровая политика администрации претендует строиться вокруг понятий «конкурс», «отбор», «качество» – повышение фонда зарплат логически неизбежно. Если «главный специалист» соответствует статусу «главного специалиста» в бизнесе, как «олигархическом», так и просто бизнесе… его материальное содержание, по закону сообразности всех пропорций, должно быть подтянуто. Без этого невозможно ни отбирать претендентов, ни спрашивать за работу так, как спрашивает за нее бизнес.

Так что повышение чиновничьих окладов и всего, что к ним дочисляется, – само по себе не скандально. Скандально было бы после этого плохо работать. Скандально было бы не выполнить обещание – не сократить штаты. Скандально было бы не перейти на дифференцированную сетку оплаты «по качеству» и «по заработанному», как это обещал Сергей Сокол. Но это цыплята, которых считают по осени. Или точнее, в данном случае – по весне. Вот если окажется, что чиновников, мало того что они стали дороже, стало еще и больше… Но не будем загадывать.

Александр Силаев

Александр Силаев

Рекомендуем почитать