13 любовных историй от ТЮЗа
Свой очередной творческий сезон Красноярский театр юного зрителя открыл необычной премьерой. «13 украденных, подсмотренных и подслушанных историй о любви» рассказали и поставили молодые актеры театра.
На пресс-конференции накануне открытия сезона художественный руководитель ТЮЗа Андрей Няньчук не скрывал своего удовлетворения: «Я даже не ожидал, что все будет настолько хорошо. Теперь я вижу, что у меня сильная труппа, которая способна на многое».
Перед отпуском молодые артисты получили задание: подготовить несколько этюдов о любовных переживаниях. Предложение вызвало неожиданный энтузиазм – по словам худрука, актеры словно встряхнулись от спячки. Спектакль был полностью отдан им на откуп: сами все придумали, свели в единое целое, подобрали музыку. В таком подходе был определенный риск. Но, вопреки всяким опасениям, он оправдался.
Отмечу сразу: говорить о какой-то художественной ценности данной постановки вряд ли возможно. Все очень просто и даже банально: обычно такие этюды разыгрывают студенты театрального вуза. Студийная работа на заданную тему, с демонстрацией возможностей, кто и во что горазд. Артисты выходят на сцену и рассказывают (разыгрывают) различные любовные новеллы. Все это якобы передается через радиоэфир: молодому ди-джею звонят слушатели и рассказывают свои love stories. Их рассказы «оживают» на сцене.
Няньчук признался, что идею подобного спектакля он почерпнул в известном театре «Ильхом». Но в версии узбекского театра актеры рассказывали собственные истории. Что, по мнению Андрея Няньчука, создает кучу психологических препятствий, которые актерам приходится постоянно преодолевать. Отстраненность от личного освобождает от подобных проблем. И привносит в спектакль дополнительную легкость.
Убедиться в этом можно, посмотрев работу ТЮЗа. Такое ощущение, что у артистов открылось второе дыхание – они играют с непривычной энергией. Без сомнения, тема им близка и интересна. И даже некий налет самодеятельности не разрушает «13 историй о любви» – смотреть их не скучно.
Один из ключевых моментов экспериментальной постановки – минимализм в оформлении. Немногие декорации, присутствующие на сцене, многофункциональны, превращаясь то в кирпичную стену дома, то в постель. Но в основном все решается за счет света – в новом проекте театр опробовал возможности приобретенного недавно светового и звукового оборудования. Сюжеты новелл, рассказанных артистами, дополняют картинки, проецируемые на голый задник. Прием не оригинальный, но как нельзя более уместный в контексте подобной постановки.
Вовсе не факт, что этот спектакль (точнее, как его назвали сами артисты, этюдный концерт) многие захотят посмотреть еще раз. Но можно не сомневаться – подобная работа однозначно привлечет в театр подростков. На что, собственно, ТЮЗ и делает основную установку в новом сезоне, позиционируя себя как молодежный театр.
То, что молодежь почти не затащишь в театр, ни для кого не новость. И проблема не столько в отсутствии новой драматургии – она-то как раз имеется. Вопрос в подходе – мало кто из режиссеров умеет говорить на интересном для молодых языке. Из последних ярких спектаклей для данной аудитории можно назвать разве что «Бунтовщики в Интернете» И.Бауэршима в постановке Алексея Крикливого на сцене театра им. Пушкина. Попытку того же ТЮЗа «осовременить» Ростана удачной не назовешь: «Сирано» в постановке Олега Пронина скорее претензия на современность. И очень сомнительная претензия.
«13 историй о любви», как показалось, ни на что особенное не претендуют. И тем подкупают.
До конца сезона в ТЮЗе планируют поставить как минимум еще четыре спектакля для молодых. Ближайший – «Тойбеле и ее демон»: после трех сезонов творческих мучений Андрей Няньчук наконец-то представит его публике. В его же постановке зрители вскоре увидят «Обманщиков» – это история по мотивам французского фильма 50-х годов, о боязни молодых любить и признаваться в своих чувствах. К Новому году ученик Юрия Любимова Александр Моисеев поставит на большой сцене «Ундину» Жана Жироду. А весной в театре ожидается «Хартия слепых» А. Курейчика либо мольеровский «Кандид». Новый репертуар ТЮЗ планирует опробовать в течение года. Впереди – смена вывески: прежний театр юного зрителя остается в прошлом. Хотелось бы надеяться, что новая политика окажется артистам ТЮЗа по плечу. И театр сможет удивлять не только творческими идеями, но и их умелым воплощением.
Елена Коновалова