Издатель: Activision
Жанр: 3D шутер с элементами былого величия
Ведь мир – лишь тир, и все мы в нем мишени
Каждый следующий Quake был вехой. Начальный стал первой по-настоящему трехмерной игрой, следующий – первой эпической. Третий Quake превратил игру в международный киберспортивный снаряд. Четвертая часть будет помниться первой проходной игрой серии. Все старые игрушки собрали и отправили в детский сад.
Сюжет Q4 подхватывает знамя там, где во второй части выронил из своих лап оружие предводитель врагов Макрон. Это мы – игравшие в Quake 2 – убили его, прошагав пол-Строггоса по земле, под водой, по туннелям. Но наш подвиг был бесполезен – мистическим образом Макрон вернулся в строй. Даже если оставить мифологию в покое, придется признать: полноценного сиквела, рождающего ностальгические чувства, не получилось. Это просто другой мир: архитектура и внутренности зданий, хоть и неплохие сами по себе, очень слабо напоминают грандиозные постройки из Q2. Хорошо и похвально, что в игре использован графический движок Doom 3, но зачем было уровни-то выполнять такими темными, прямолинейными и невыносимо тесными? Ситуация с врагами еще хуже. Если раньше мы имели дело с военным персоналом, то теперь – со случайным образом выскакивающими зомбиками разных мастей. Это настолько непохоже на старый добрый Квейк, что поначалу даже просто не хотелось играть! Лишь изредка, когда до меня доносилось неуверенное «Ито-ито!», я убеждался, что нахожусь не в очередном клоне Resident Evil.
Сугубо формально Quake 4 выглядит молодцом: тут имеются и открытые пространства, и поездки на технике, и с товарищами мы частенько сражаемся плечом к плечу. Есть даже сюжетная линия, вот только какое-то искусственное это все, неодухотворенное.
Чужой среди чужих
Кстати, об истории. Давным-давно общественности был представлен ролик, раскрывший самый эффектный сюжетный поворот Q4. «Чтобы победить строггов, нужно самому стать строггом». В середине игры герой попадает в плен, где его режут на кусочки и собирают точно такого же монструозного киборга, как те, против которых он сражался.
Сам процесс превращения показан отлично, не думаю, что где-либо наблюдал подобное. Нашего спеленутого Альтер-эго везут на каталке по конвейеру, и мы видим мерзкие манипуляции, которым подвергается пассажир предыдущей каталки. Мгновением позже то же самое происходит с героем! Однако авторы выжали из идеи лишь пару капель действа. Какие сценки можно было создать! Мэтью Кейн становится строггом. Мэтью Кейн марширует на передовую. Им управляют телепатически, заставляя расстреливать своих бывших товарищей, но он ничего не может поделать. Наконец, ему чудом расстреливают передатчик, и бедняга возвращается в мир людей… Увы, в игре ничего подобного не происходит (моддеры, почему бы вам не взяться?) – Кейна дешево и сердито освобождают еще до активации «нейросети».
И почти ничего не происходит. Чуть больше здоровья, чуть быстрее передвижение – вот и вся разница между инопланетным киборгом и человеком. Даже зрение осталось точно таким же, как до операции. Разница видна только в немногочисленных сценах, где героя показывают со стороны. Кстати, похож он на этакого освежеванного робокопа. Но толку от новой внешности нет никакого, даже втереться к врагам в доверие нельзя. Спрашивается, а был ли трюк вообще задуман с самого начала или театральную постановку «Вивисектор по-строггски» вмонтировали незадолго до релиза?
Впрочем, кое-что после превращения все-таки изменилось. Маленький, но чертовски умный и эффектный штришок доставил мне пару приятных минут: прооперированный Кейн вдруг стал понимать надписи на экранах и кнопках, прежде выполненные тарабарщиной. Почитали? Теперь назад, работать. В тесные коридоры.
Авиация и артиллерия
Иногда из темных тесных помещений игрока выпускают погулять на улицу. Чтобы посмотреть на посадку грандиозного крейсера ЗВВС (хорошо) или покататься на танке/бронетранспортере/шагоходе и пострелять (плохо/плохо/увы, плохо). Огромные, но удивительно пустые и ровные открытые пространства удручают (прототипом послужил бумажный пакет из-под сахара?), а враги откровенно смешат: ну тир это, световой тир. И тир обоюдный.
Коридоры ведь неслучайно такие тесные. Это сделано, чтобы AI, который из-за недостатка I не может даже самостоятельно открыть дверь, легче попадал в игрока. Есть участки, на которых остаться невредимым просто невозможно, однако расстраиваться не резон: за следующим же поворотом будет валяться земная аптечка и несколько патронов, невесть как попавших в святая святых строггского радиоцентра.
Очень жаль, что многие игры со знаменитой родословной, выходящие этой осенью, не оправдывают ожиданий. Можно с успехом играть в Quake 4, но это, увы, весьма утомительное занятие.
Системные требования:
Минимальные: процессор 1,8 ГГц, память 512 Мб, дисковое пространство 5 Гб, видеокарта с памятью 64 Мб
Рекомендуемые: процессор 2,5 ГГц, память 1024 Mб, видеокарта с памятью 128 Мб
Тестовые: процессор AMD Athlon-64 2800+, память 768 Мб, видеокарта ATi Radeon 9600 Pro
Влад Вавилов