Депутат Законодательного Собрания края, председатель постоянной комиссии по законности, правопорядку и защите прав граждан.
Родился в 1941 г.
Место жительства: Красноярск
Образование: высшее (Красноярский государственный политехнический институт, Академия общественных наук, Красноярский государственный университет).
Основное место работы: Законодательное Собрание Красноярского края.
1963-1970 гг. - мастер, прораб, начальник участка второго Красноярского монтажного управления, инженер пуско-наладочного управления треста "Сибэлектромонтаж".
1970-1978 гг. - главный инженер второго Красноярского монтажного управления треста "Сибэлектромонтаж".
1973-1977 гг. - заместитель управляющего треста "Северовостокэлектромонтаж".
1977-1979 гг. - главный инженер Норильского монтажного управления треста "Северовостокэлектромонтаж".
1979-1983 гг. - главный инженер, затем заместитель начальника управления "Главкрасноярскпроммонтаж".
1983-1988 гг. - первый заместитель председателя исполкома Красноярского краевого Совета народных депутатов.
1988-1992 гг. - начальник Главного планово-экономического управления, первый заместитель председателя Красноярского крайисполкома.
1992-2000 гг. - директор ОАО "Компас Сибирь-интернационал", ОАО "Сибтек".
В 1994 г. избран депутатом Законодательного Собрания Красноярского края.
С 2001г. и по настоящее время — депутат Законодательного Собрания края на штатной основе. Выдвинут избирательным объединением "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Юрий Константинович, каковы были особенности законотворческой деятельности краевого парламента в этом году?
Что касается количества законопроектов, мы всегда держимся на уровне 300-400 в год, и этот год не станет исключением. Говоря об основных моментах, невозможно обойти вниманием вторую половину 2004 года, когда вышел известный федеральный закон № 122 о разделении полномочий, заставивший нас в ускоренном режиме подготовить огромное количество краевых законов. Так, на нашем счету порядка 40 законов, связанных с распределениями полномочий между уровнями бюджетов и льготированием, еще больше законов было связано с реформой местного самоуправления. Примерно четыре месяца с начала 2005 года мы дошлифовывали огрехи, допущенные при форсированном подходе. Кстати, разделение полномочий для народа выражается в законе о монетизации. Она коснулась 10 федеральных категорий льготников, в отношении своих льготников, которых в крае более полумиллиона человек, мы монетизацию не проводили. И это правильно, поскольку выраженная в рублях натуральная льгота составляла бы незначительную сумму.
Прямой телефон в моем кабинете – показатель того, что в целом работа нам удалась. Если в прошлом году был просто вал звонков – что-то нужно было растолковать, пояснить или принять к проработке, – то с мая-июня этого года он схлынул, и сейчас по этой части очень мало обратной связи.
Какое же направление работы характерно для второй половины 2005 года?
Второе полугодие проходит под знаком административной реформы. Законодательная и исполнительная власть под влиянием федерального законодательства приняли решение по переструктурированию, и теперь вместо управлений и главных управлений возникли департаменты, агентства, службы. Честно говоря, я не могу предугадать плодов этой реформы. По характеру я консерватор, и считаю, что можно было работать и с существующей системой организации власти. Любая реорганизация всегда направлена на сокращение персонала, а в конечном итоге всегда приводила к увеличению. Подводить итог можно будет года через два.
Лично я считаю, что мы имели полное основание утверждать не просто новую систему органов власти, а конкретный перечень департаментов, агентств и служб, но со своим мнением остался в меньшинстве.
Но это не единственный существенный момент последнего периода?
Один из основных моментов – организация структуры органов социальной поддержки. По федеральному закону мы должны взять на себя всю полноту полномочий в этом отношении, и это правильно. Например, в применении к гражданину, желающему получить субсидию, сложилась совершенно неработающая схема. Оформление жилищных субсидий происходило на муниципальном уровне, социальная поддержка по льготам – на государственном, региональном уровне. Таким образом, для составления квитанции на оплату жилья в разных инстанциях сначала должны быть учтены все льготы, затем получена субсидия.
Исходя из несоответствия, пришли к выводу, что все нужно сосредоточить в одних руках – руках муниципального образования. Для того, чтобы осуществить передачу данных полномочий, нам нужно до конца года 16-17 законов исправить и один закон принять. Это сложно, но иного выхода нет.
Что в этом парламентском сезоне оказалось наиболее важным для вас как председателя постоянной комиссии?
Наша комиссия по законности, правопорядку, защите прав граждан и информационной политике в этом году продолжила работу о совершенствовании закона об административных правонарушениях. Можно сказать, получилась революционная составляющая с административными комиссиями. Это был скорый и зачастую небеспристрастный суд, сформированный из заместителя главы территории и чиновников различных отраслей. Теперь, согласно закону, комиссии отменены, рассмотрение дел передано мировым судьям, что означает более качественное правосудие, ибо их квалификация несомненно выше.
В таком случае, не ляжет ли на мировых судей дополнительная нагрузка?
Мы вышли из положения, выделив им некоторое количество помощников и подкрепив решение материально начиная с 1 января следующего года. К сожалению, нам необходимо большее количество мировых судей, но этот вопрос находится в ведении федерации, мы лишь назначаем их на должность. По нашим оценкам, для удовлетворения потребностей региона нужно 196 судей, пока же их 143.
Как вы оцениваете работу администрации в 2005 году?
Когда заместитель губернатора Лев Кузнецов докладывал на сессии о работе администрации, он делал это в оптимистических тонах. Причем депутаты не нашли на сегодняшний день ничего, что поставило бы под сомнение результаты работы администрации. Можно сказать, что доверие к власти есть. Доверие, обеспеченное, на мой взгляд, неплохой социальной поддержкой населения, которую надо сохранить. Хотя доверие – штука капризная, добро забывается быстро, особенно на фоне расслоения общества. Я сейчас сражаюсь за то, чтобы население не пострадало от всевозможных рывков и изменений федеральной политики.
Это как-то касается ожидаемого в следующем году повышения тарифов на ЖКХ?
Повышение тарифов – это неизбежность, но я считаю, что в следующем и последующем году процесс нужно смягчить. Раскрывать ничего не буду, но скажу, что сейчас обсуждается несколько подходов. Мы их обсуждаем фракцией «единороссов» в Законодательном Собрании, с администрацией края. Полагаю, в конечном итоге более мягкий подход будет найден до принятия бюджета. Повышение ударит по карману красноярцев, поэтому нужна серьезная компенсация.
По вашему мнению, изменился ли за год уровень жизни красноярцев и жителей края?
Сложный вопрос. Если взять официальные статданные, то уровень доходов населения практически не растет. Что касается уровня жизни, то сейчас нет статистически выверенных критериев оценки. Раньше было около 40 позиций, характеризующих уровень жизни – например, сколько человек может купить одежды, бытовой техники, сколько раз и куда съездить. Для меня показателем уровня жизни является возможность коммуникаций, то есть возможность куда-то поехать за свой счет. 40 лет подряд мне было по карману несколько раз в году летать к родителям в Ростов, сейчас не могу себе представить, во сколько бы мне это обходилось.
Сегодня нельзя судить об уровне жизни по большому количеству сотовых телефонов, которые стали уже не роскошью, а необходимостью. Количество автомобилей на улицах города скорее имеет отношение к определенному слою, чем ко всему жителям края. С другой стороны, при официально не растущих доходах на покупательскую способность населения влияет «черный нал», который в практике присутствует, но который сложно учитывать при расчетах.
Могу сказать одно – в Красноярском крае 32,2% населения, или 323 тысячи семей не могут заплатить за квартиру без жилищных субсидий. Из них получили субсидии 26,5%, или 265,465 тысяч семей, что составляет порядка 800 тысяч человек, при общем количестве проживающих в крае трех миллионах человек. В проекте краевого бюджета на следующий год планируется увеличение количество получающих субсидии до 45%. Это значит, у нас в крае с уровнем жизни не все в порядке, и повышение в следующем году зарплаты на 22% не будет способствовать серьезному рывку в его повышении.
Каковы же пути решения?
Они носят общеэкономический характер – это развитие производства, его диверсификация для уменьшения зависимости от цветной металлургии. Так случилось, что бюджет следующего года завязан на максимальных на момент проектирования ценах на цветные металлы, а сейчас на мировом рынке есть тенденция к их снижению. Думаю, новыми видами производства может стать малый и средний бизнес, причем это не ларек в привычном понимании. Например, недавно мы делали выездное заседание фракции на бывшей площадке телевизорного завода, и с интересом увидели зачатки диверсификации бизнеса.
Нереализованные возможности я вижу в сфере развития в крае туризма. Когда-то к нам со всей страны приезжали люди сходить на Столбы, сплавиться по Мане, посетить Ергаки. Конечно, туризм развивается, но он направлен внутрь региона, а для получения дополнительных прибылей нам нужно привлечь и инвесторов, и туристов со стороны, из-за пределов края и страны.
Считаете, сами не справимся?
Конечно, нет, мы не очень богаты. Для освоения одного только массива Ергаки – туристической Мекки, – требуется огромное количество денег. Как и для строительства горнолыжного курорта возле Красноярска, где красноярцы должны оставлять деньги, а не увозить их в Байкальск, Белокуриху, Шерегеш, на Гладенькую. Мы надеемся, что сюда будут приезжать из других регионов.
Организация туристических круизов на Север по Енисею осложнилась с уходом «Чехова». Вот на Волге огромное количество туристов и туристических компаний, они активно себя рекламируют, при этом ведется восстановление культурных объектов – монастырей по берегам. Мы территориально менее выгодно расположены, поэтому нам придется должны приложить гораздо больше усилий и финансов для привлечения народа извне. И у нас есть чем привлечь – нужно использовать имеющиеся ресурсы, сделать высококлассную кухню, развлекательную программу с участием профессиональных коллективов, охоту, рыбалку и прочее.
И как обстоит ситуация с привлечением инвесторов?
Пока существует только один документ высокого уровня – указ президента «О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа», которым правительству РФ поручено оказать государственную поддержку инвестиционным проектам.
И нет конкретных соглашений с теми, кто готов вложить деньги в экономику края. Есть устные рассказы о проделанной работе, после которой не остается задокументированных договоренностей с инвесторами, заверенных подписями и печатями федерального уровня.
В рамках программы по Приангарью инвестор определил строить алюминиевый завод в Карабуле, а не в Кодинске. Где этот документ? И обращение об отведении места под строительство? Ничего этого я не видел – ни документов, ни программ, ни обращения. А завод – это мощный комплекс на 6-7 корпусов.
Толчок в развитии единого края могло бы дать Юрубчено-Тохомское месторождение. То, что от Ванкора трубу вместо севера решили вести на юго-запад, для нас не имеет большого экономического значения, скорее психологическое. А может, для России экономически выгоднее строительство в данном направлении, поскольку на север вариант подразумевает отправку нефти сразу на экспорт, а здесь нефтепровод из Эвенкии никак не минует центра и юга Красноярского края, а значит, появятся пункты переработки, трассы, работа строителям, дороги, и прочее.
Этот год прошел под знаком объединения края…
В этом смысле мы принимали не очень много нормативных актов, больше работала администрация края с администрацией президента на предмет выхода соответствующего указа президента и федерального конституционного закона. По моему мнению, указ вышел вполне полновесный и содержательный, равно как и федеральный конституционный закон об объединении.
Мы же перед референдумом действовали в части разъяснения экономического и финансового положения края до, во время и после объединения. Такая работа прошла в исключительном для современного времени режиме всеобщего общественного согласия всех политических партий и течений.
Это был естественный процесс?
Абсолютно естественный. Ортодоксы вспоминали о былом величии края, те, кто живет будущим, шли за перспективами интенсивного развития края при помощи рыночных отношений. Мотивация была разная, но результат один.
Собираетесь ли вы выставлять свою кандидатуру на выборы в новое Заксобрание 2007 года?
Еще рано об этом рассуждать, подобные заявления говорят о преждевременном старте. Сейчас это никого не интересует, а если кого будет интересовать, пусть приходят с предложением о поддержке. Если у меня не будет поддержки, я выдвигать себя не буду. Она может появиться, когда избиратели захотят меня видеть в составе нового представительного органа. Сам не собираюсь пиариться, пока не приму решение, а оно будет принято не раньше чем через год.
Пока я работаю в обычном режиме. У меня много интересной и ответственной работы, причем иногда успеваю сделать далеко не все, что хотел бы.
Беседовала Надежда Новикова