В Красноярске с единственным спектаклем побывал Московский театр им. Вахтангова. По приглашению известной промышленной компании артисты показали ее работникам французскую комедию «Будьте здоровы». В кои-то веки на юбилейных торжествах вместо привычной эстрадной попсы угощали хорошим спектаклем.
Впрочем, пьеса Пьера Шено – тоже попса. Только театральная. Милый пустячок, приятная закуска – типичная комедия нравов. Обычно подобными блюдами публику любят потчевать в антрепризе – даже немного странно, что почти тридцать лет назад пьеса Шено была отмечена высокой премией Тристана Бернара. Однако же режиссер вахтанговского театра Владимир Шлезингер поставил по ней довольно забавную комедию – как раз для поднятия настроения. Большего в данном случае и не требовалось.
Вопреки обыкновению, в центре происходящего этой французской истории – не любовные коллизии, а финансовые. Впрочем, анекдотов о французах – отменных скупердяях ничуть не меньше, чем о французах – галантных любовниках (а то и больше!). Так и здесь – весь сюжет спектакля «Будьте здоровы» обыгрывается вокруг ожидаемого наследства. Для одной, жены усопшего Вивиан (заслуженная артистка России Марианна Вертинская), это возможность покрепче привязать к себе легкомысленного любовника. Для другого, ее зятя Людовика Мерикура (народный артист России Вячеслав Шалевич), - единственный способ избежать долговой тюрьмы. Для третьего, профессора Гарона (заслуженный артист России Владимир Коваль), – надежда удачно расширить свою жилплощадь… А когда пациент вдруг оказывается «скорее жив, чем мертв», – вот тут-то и начинается настоящая суматоха! И никаких вам «шерше ля фам» – женщины играют в этом спектакле скорее некую вспомогательную роль. Всеобщие интересы сосредоточены на деньгах. Однако при всей банальности сюжета артисты разыграли весьма нескучную историю. К чести постановщика и актеров – ее финал непредсказуем на протяжении всего спектакля.
Аналогии с антрепризой приходят на память не только из-за выбора пьесы для постановки, но и благодаря составу ее участников. В подобных спектаклях, как правило, всегда присутствует несколько «звезд» – для привлечения большего внимания. В данном случае интерес публики подогревали раскрученные еще в советские времена Вертинская и Шалевич. Остальные артисты (за исключением, пожалуй, еще популярной артистки современных сериалов Антонины Венедиктовой) известны, в основном, театральной Москве. Но, как это часто бывает, именно они вскоре завладели вниманием зрителей.
Особенно хороши были заслуженная артистка России Наталья Молева (служанка Луиза) и народный артист России Евгений Карельских (банкир Марешаль). Глядя на игру Молевой, трудно поверить, что ее милая, заботливая Луиза в итоге, как и все, не устоит перед соблазном… Актеры показали хорошую театральную школу, легко и непринужденно обыграв своих «звездных» коллег. Похоже, тем явно не пошло на пользу увлечение антрепризой. Шалевич порой тараторил так, что разобрать его реплики удавалось с большим трудом, – типичная небрежность интонации в условиях антрепризного чеса. А Вертинская казалась скорее пародией на собственные, некогда столь блистательные, образы. Смотреть на это было немного грустно…
Тем не менее общую атмосферу спектакля актеры выдержали – вахтанговцы показали по-настоящему легкую и остроумную комедию. Работники РУСАЛа остались довольны – компания показала спектакль в четырех городах, в число которых попал и Красноярск. Похоже, крупные предприятия наконец-то начали поворачиваться к культуре лицом. Как насчет того, чтобы порадовать и остальных красноярцев?
Елена Коновалова