Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Закон №131: живы будем, не помрем?

Закон №131: живы будем, не помрем?

15.12.2005
1

Но кое-кому проблемы гарантированы

Заботиться о народе можно разными интересными способами. В связи с реформой местного самоуправления федеральные власти позаботились о нем целых два раза. Первый раз – самим фактом реформы: «мы приближаем власть к населению». Второй раз – спущенным регионам правом оную реформу не проводить: «трехлетний мораторий в связи с неготовностью ряда территорий». Многие регионы не преминут реформу подвесить, подморозить, отложить. Вот ведь парадокс: два раза Госдума похвалила себя за успехи. В итоге, однако, если успех номер один наложить на успех номер два, жизнь остается совершенно прежней.

Что, собственно, пугает? Почему Госдума явственным образом «отыграла назад» и почему для большинства регионов право на отсрочку столь существенно? Напомним себе банальное: во-первых, политическая свобода для местных органов слишком легко оборачивается экономической безысходностью. «Культурка» и «социалка», спущенные с верхних бюджетов на самый низ, нуждаются в адекватной доходной базе. Нет уверенности в ней – нет уверенности, что социальная инфраструктура депрессивной глубинки просто-напросто не погибнет.


Закон №131: живы будем, не помрем?

Во-вторых, дарованная свобода выдвигает очень большое пожелание к кадрам. Чтобы кусок свободы был нормально переварен, России требуется 100 – 150 тысяч новых чиновников. Такое вот «приближение власти к населению». Причем эти чиновники должны быть грамотнее, чем раньше: одно дело – исполнять спущенное по «вертикали власти», другое дело – встать самим на хозяйство. В-третьих, развод между муниципалитетами, районами и регионами должен быть оформлен четко юридически. То есть требуется посчитать земли, собственность и т.д. А посчитано не везде, где-то нет даже земельного кадастра. Не удивительно, что многие регионы, не будь отсрочки, с 1 января 2006 года имели бы у себя «карманный апокалипсис». И временной отсрочкой они воспользуются с надеждой, что нет у нас ничего более постоянного, чем временное.

Тихой сапой

Красноярскому краю отсрочка не нужна, до 2009 года ждать не будем. Закон, как и планировалось, вступает в силу 1 января 2006 года. Однако краю, в отличие от иных регионов, беды это не несет. Причин две, и обе интересные: часть того, что планирует новый закон, у нас уже сделано почти десять лет назад, а часть и не будет делаться. Действительно: чего тогда бояться-то? Что сделано? Во-первых, уже введен двухуровневый принцип местных властей: разделение между муниципалитетами и районами. Во-вторых, все муниципальные органы власти укомплектованы. Везде есть главы администраций, есть депутаты местных советов (на фоне того, что во многих регионах новый закон требует, прежде всего, проведения выборов: не везде советы имеются). В-третьих, для края не удивительно такое сочетание слов, как «бюджет поселка». Несколько лет эта экстремальная практика уже существует. Наконец, нам не страшен кадровый коллапс, чиновники наличествуют в нужном числе. И последний год их усиленно обучали в кадровом центре администрации края.


Закон №131: живы будем, не помрем? (http://supernew.ej.ru/upimg/m_4350.jpg)

Что делаться не будет? Уже сейчас можно прогнозировать, что губернатор Хлопонин склоняется к самому взвешенному и, в общем-то, человечному варианту: тихо саботировать самые дикие места грядущей реформы. При этом не нарушая закон. Местным властям будет предложено заключать специальные соглашения с администрацией края, по которым они будут возвращать дарованные с 1 января полномочия обратно. Не в приказном порядке, а в добровольном – если ноша слишком тяжела. Возвращая назад статьи расходов и объекты финансирования, возвращать, разумеется, придется и «власть». Однако лучше вернуть, чем быть раздавленным ею, оставшись наедине со своими поселянами, на которых у тебя нет ресурса – ни удовлетворить, ни утешить. Так что местные администрации, не впадая в грех гордыни, должны сказать губернатору спасибо за идею. По сути же, Хлопонин проводит то же, что с монетизацией льгот: всем желающим дается право жить «по старинке». Благо край может себе такое позволить.

«Разрыв поля»

Однако ряд, мягко говоря, странностей прогнозируется. Как на уровне Федерации, так и в крае. Возникает юридический зазор между частями страны: одни регионы будут жить по ФЗ №131, другие – по закону от 1995 года. Во второй группе регионов зазор пойдет еще и между разными гранями законодательства. О «разрыве правового поля» еще весной предупреждали те депутаты Госдумы, кто был против моратория на вступление закона в силу.

О том же говорит и Сергей Пономаренко, глава краевого управления по госстроительству и местному самоуправлению: «Менять сроки – это всегда чревато. Если закон не вступает в силу, может получиться, что ряд полномочий повисает в воздухе. Одни их уже скинули – другие не подобрали. К тому же под закон №131 уже идет бюджетный процесс, под него изменены другие законы». Если же от масштабов страны перейти к региону, прилежно начинающему жить по-новому с 1 января, что может оказаться его проблемностью? Допустим, такая вещь: разделение прежде единой должности на «главу муниципального образования» и «главу администрации». Вроде как введение поста президента и премьера для самого захудалого городка. Население выбирает «главу образования», но аппарат чиновников подчиняется «главе администрации»! Последний выбирается местным представительным органом из числа кандидатов, отобранных специальной комиссией. Комиссия же формируется на две трети тем же представительным органом и на треть губернатором. Вот такая хитрая схема. Предполагается, что «премьер» обязательно подчиняется «президенту», но не факт, что на практике так и будет. К тому же непонятно, как «мэр-исполнитель» и «настоящий мэр» поделят свои функции. И, наконец, еще один злободневный вопрос: неужели каждое «образование», включая любую деревню Гадюкино, непременно достойно содержать двух мэров? Самый главный чиновник, как видим, раздваивается, а вот местные депутаты – наоборот. Правда, сокращается не их число, а их ставки. Зарплаты будут полагаться только одному депутату из десяти. При этом, если в местном совете депутатов, например, девять – ставок не положено вообще. В горсовете Красноярска «депутатов-профессионалов» останется всего трое. Всем остальным предлагается рассматривать свою депутатскую деятельность как своеобразное хобби на фоне основной работы.

Для деревни это, наверное, правильно. Но для города Красноярска бесплатный депутат может оказаться дороже! Либо это будет лоббист, живущий не на зарплату, либо профан-энтузиаст, либо умный и честный, но… относящийся к депутатским обязанностям не более чем к факультативу. Вопросы, вопросы, вопросы…

Александр Силаев

Александр Силаев

Рекомендуем почитать