Директор ООО «Красноярские машиностроительные компоненты»
Родился 23 июня 1968 г. в Курагинском районе Красноярского края.
В 1985 г. – окончил школу с золотой медалью.
В 1986-88 гг. – служба в ВС СССР. г. Капустин Яр, Астраханская область.
В 1992 г. – окончил Красноярский институт цветных металлов, защитил «красный» диплом по специальности горный инженер.
В 1992 г – горный мастер, мастер смены, начальник производства Крутокачинского щебеночного завода МПС РФ, п.Каменный Яр, Красноярский край.
В 1993-98 гг. – главный инженер Крутокачинского щебеночного завода МПС РФ.
В 1999 – 2000 гг. – директор по маркетингу и продажам ОАО «Уралмото» (Ирбитский мотоциклетный завод). Свердловская область, г. Ирбит.
В 2000-01 гг. – заместитель генерального директора по связям с правительством – Директор по информации ООО «Ирбитский мотоциклетный завод». Свердловская область, г.Ирбит.
В 2001 г. – начальник управления развития ОАО «Сибмашхолдинг».
В 2002 -04 гг. – заместитель директора по развитию ООО «КРИС».
С 2004 года – директор компании ООО «Красноярские машиностроительные компоненты».
Семейное положение: женат, дочь (1995 г.р.)
Наш сегодняшний собеседник – глава быстроразвивающейся и молодой компании. Несмотря на то, что под его руководством работает менее 20 человек, «Красноярские машиностроительные компоненты» знают уже не только в крае, но и в Москве, Тамбове, Твери, Санкт-Петербурге. Мы говорим с Виталием Деньгаевым о творческом подходе в предпринимательской деятельности, об особенностях российского рынка труда, о преимуществах малых предприятий и том, как подобрать в коллектив талантливые кадры.
Виталий Валентинович, расскажите, в чем особенность вашей компании?
Основная идея создания компании «Красноярские машиностроительные компоненты» – заключена в её названии – разработка и производство комплектующих и компонентов для машиностроительных предприятий. Специализируемся на высокотехнологичных конструкциях из листового металла, алюминиевых профилей, стекла и полимеров. Мы производим весь цикл работ, начиная от маркетингового анализа идеи, разработки промышленного дизайна, проектно-конструкторских работ и заканчивая подготовкой производства и серийным выпуском продукции.
Такое большое предприятие?
Да нет, наоборот, в штате всего 16 человек, причем с учетом работы двух совместителей среднесписочная численность не превышает 15 человек. Мы широко используем аутсорсинг как основной метод решения задач. Интеграция бизнесов малых специализированных в отдельных видах деятельности предприятий позволяет нам создавать конкурентоспособный продукт, имеющий спрос на рынке. Сегодня мы систематически работаем (то есть, размещаем регулярные заказы на выполнение работ) более чем с десятью предприятиями Красноярска и Санкт-Петербурга. В свою очередь, поставляем продукцию на машиностроительные предприятия Красноярска, Дивногорска, Москвы, Санкт-Петербурга, оставляя за собой разработку, сборочные и монтажные работы и контроль качества изделий.
И кто основные потребители вашей продукции?
Мы являемся специализированным предприятием по разработке и производству компонентов для модернизации и строительства интерьеров пассажирских вагонов. Соответственно, одним из основных потребителей нашей продукции является Красноярский ЭВРЗ. Со своей продукцией мы вышли на рынок Москвы и Санкт-Петербурга. В частности, сейчас по заказу одной из питерских компаний мы изготавливаем потолки для реконструкции вагонов метро. Разработанной и изготавливаемой нами конструкцией двери тамбура пассажирского вагона заинтересовались заводы в Тамбове, Твери, Санкт-Петербурге. Кроме того, в Красноярске со многими предприятиями у нас складываются взаимовыгодные доверительные отношения. Наша продукция поставлялась почти во все крупные автоцентры города, «Крепость», «Редут», «Авангард», «Медведь», «Атлантик Моторс», «Маршал». Хорошие отношения сложились с Дивногорским заводом низковольтной аппаратуры – сейчас мы занимаемся функциональной эстетической модернизацией модельного ряда продукции.
Думаю, стоит сказать про результаты работы…
При среднесписочной численности сотрудников 15 человек мы реализовали в 2005 году продукции на 45 миллионов рублей, т.е. выработка на одного человека превысила 3 миллиона рублей.
То есть вы составом всего в 15 человек справляетесь с таким объемом работы?
У нас сложился коллектив из специалистов достаточно высокого уровня профессионализма и самое главное ответственности. Из 15 сотрудников 10 являются руководителями отдельных проектов, помимо этого у каждого есть своя зона профессиональной ответственности – кто-то отвечает за производственную логистику, кто-то за транспорт, за снабжение, за маркетинг, за подготовку технической документации, за бюджет и финансы. Сотрудники самостоятельно определяют свой рабочий график, работают порой и в выходные дни. Иногда их даже приходится ограничивать и останавливать, вводя искусственно выходные дни и ограничивая время работы.
Как подбирался коллектив?
По интересам…
То есть?!
Я вполне серьезно, у нас каждому интересно, каждый сотрудник в первую очередь реализует то, что он не мог реализовать для себя до прихода в нашу компанию. А зарплата – как дополнительное вознаграждение от коллектива за удовлетворение от совместной работы.
У нас работают специалисты из различных сфер машиностроения – производства холодильников, мотоциклов, железнодорожного машиностроения из других сфер деятельности. Может быть, поэтому у нас и такие разносторонние интересы, и нестандартный взгляд на решение задач.
К примеру, Святослав Петров – член союза дизайнеров СССР и России, соавтор многих популярных у красноярцев холодильников, Александр Джабанишвили – бывший военный, после выхода в отставку работал продолжительное время на производстве комплектующих для вагоностроительного завода в Твери. Да про каждого можно рассказать отдельную историю!
А как родился принцип функционирования компании?
Идея подобного предприятия не нова – по оценке западных специалистов, предприятие может адекватно реагировать на рыночную ситуацию, если оно при своих разработках использует не менее 45% стандартно производимых комплектующих. Крупное предприятие полного цикла в нынешних условиях менее поворотливо, имеет большую рутинность, сложность оформления заказов и высокий уровень «непрозрачных» накладных расходов.
Сегодня очень сильно развито информационное поле, достаточно быстро и рационально начинает функционировать транспортная схема. Поэтому, объединяя возможности малых предприятий в разных сферах деятельности, и разных регионах страны мы можем предлагать более конкурентоспособный продукт, чем его в состоянии произвести какое-нибудь подразделение крупного завода.
Вы единственная компания такого рода в Красноярске?
Мы пришли уже на достаточно насыщенный рынок. «Зона провала», когда большие предприятия уже не могут, а маленькие еще не умеют производить качественный продукт – закончилась. Малых специализированных предприятий становится больше, некоторые очень сильно поднимаются, растут, выходят на общероссийский и международный уровень. В сегодняшних условиях выигрывает только профессиональный подход, специальные знания, порядочность и прозрачность взаимоотношений с партнерами и заказчиками. Когда мы начинаем собираться и создавать ассоциации из нескольких предприятий, то можно решать достаточно серьезные вопросы.
Что самое сложное в вашей работе?
Самое сложное – доказать, что не обязательно идти только по натоптанной тропе, иногда есть более рациональное, хотя и не совсем очевидное решение.
А что самое приятное?
В России как-то исторически сложилось, что интеллектуальный труд бесценен, то есть ничего не стоит. Поэтому вдвойне приятно, когда тебе платят и благодарят только за удачно найденную идею, за её воплощение.
Когда заказчик получил то, что он хотел и даже немного больше, чем он думал, он всегда доволен и ценой, и подходом, и людьми, с которыми работает.
.Приведите, пожалуйста, конкретный пример вашей продукции как результата интеграции бизнеса?
Интеграционный пример – конструкция наших монтажных шкафов. На одном из красноярских предприятий мы делаем металлическую заготовку шкафа, на собственной оснастке изготовливаем уплотнения на Химзаводе – филиале «Красмаша», крепеж получаем из Санкт-Петербурга и Красноярска, стекла заготавливаем в компании «Окно», пылезащитную щетку на нашей оснастке изготавливают в Новосибирске на предприятии «Акор». Упаковку делает «Сибкартон». Потом это всё собирается, красится, и мы сдаем заказчику готовый продукт с гарантией.
Еще один пример – потолки тамбуров для пассажирских вагонов. В компании «АЛЮКОМ» (ООО «КМК» является эксклюзивным партнером «АЛЮКОМ» по применению изделий в транспортном машиностроении) приобретаем алюмокомпозитную панель, по собственной разработанной технологии раскраиваем панели на предприятии «Холдинг Мастер». Еще у одного партнера – «Нарвского РМЗ» приобретаем замки, компания «ИскраМет» делает для нас раму потолка, в Санкт-Петербурге приобретаем светильники, производим сборку, красим, упаковываем и доставляем заказчику.
Накладки с предприятиями-партнерами когда-нибудь случались?
В этом году мы производили поставки освещения в виде «световых линий» на Красноярский ЭВРЗ. Наш партнер – компания «ЭлектроПетербург» является лидирующей компанией в России по производству данного типа освещений. Особенность проекта в том, что светильник собирается в виде одного сплошного модуля, который очень удобно монтировать. В эту «световую линию» встроены датчики пожаротушения, система громкой связи.
В середине года неожиданно со сменой собственника остановился Балтийский алюминиевый завод, производящий алюминиевые профили, на которых собираются светильники. В связи с этим возникла проблема по поставке освещения на ЭВРЗ. А у нас комплексные поставки – два вагона каждые два дня. В течение двух недель благодаря гибкости подхода компании-партнера и быстрому принятию решения, мы значительную часть производственных комплектующих оперативно разместили в Красноярске и в течение двух недель освоили производство светильников уже на другом профиле, запустив здесь собственную сборочную линию. Это позволило не сорвать график поставки на красноярский завод. Мы, таким образом, в этом году собрали вместе с нашими партнерами 78 вагонов. Кроме этого, на наших комплектующих поставлялись «световые линии» в Москву и Киев.
Ситуации бывают разные, но качество работы характеризует тот факт, что за полтора года мы осуществили поставки своей продукции для комплектации 370 вагонов электропоездов без единого срыва с интервалом поставки в 2-3 дня.
Почему вы лично решили заняться именно этим бизнесом?
Каждый человек пытается в чем-то реализовать себя, особенно в той сфере, где есть возможность выступить новатором, пионером. По сути меня подтолкнули заниматься два фактора. Первый фактор – это желание самостоятельно заняться решениями вопросов. В определенный период времени надоело быть наемным работником, когда ты понимаешь, что больше, чем ты сам можешь и хочешь, тебе никто не даст. Второй фактор – это накопившийся у меня набор знаний и идей, которые просто не давали спокойно жить. (Улыбается)
Расскажите о планах компании на будущее?
Мы планируем выделить из состава нашей компании отдельное предприятие – опытно-конструкторскую фирму. Это предприятие будет заниматься разработкой новых изделий, освоением новых технологий, подготовкой к серийному выпуску продукции и передачей производства на предприятия-партнеры. Мы его оснастим набором специализированного уникального оборудования, позволяющего быть чуть впереди сегодняшних возможностей. Когда мы создавались, мы задали себе девиз: «Мы делаем только то, что умеем делать лучше других». Поэтому приходится идти вперед, все время придумывать и осваивать что-то новое, свежее.
В будущем планируете договариваться о сотрудничестве с зарубежными компаниями, выходить на зарубежный рынок?
В принципе, планируем. Сегодня у нас пока нет договоров с зарубежными компаниями, но переговоры на эту тему уже ведутся.
Здесь есть очень интересный фактор. Если брать Западную Европу, то там очень высокий технологический уровень, производство оптимизировано, но в этих компаниях большой социальный пакет – продолжительность рабочей недели, как правило, короче, чем в России, стоимость часа работника несопоставимо выше. Сейчас в Европе стоимость человеческого труда сопоставима, а в некоторых случаях превалирует над стоимостью оборудования. То есть, гораздо дешевле купить дорогостоящее оборудование, чем привлечь лишнего человека.
У нас в этом отношении пока существует ощутимая диспропорция. Эта диспропорция ярка выражена также на китайском рынке. Но китайский рынок для Европы пока пугающий. Для европейцев психологически легче работать с русскими. Когда фактор некоторой боязни работы с российскими предприятиями пройдет, то у нас появятся хорошие шансы выйти на европейский рынок, привлекать финансовые средства из Европы.
Для вашей фирмы может быть возможный плюс в том, что в Красноярске строится метро?
Нельзя сегодня однозначно ответить на этот вопрос. Смотря кто будет заниматься сборкой вагонов метрополитена. У нас в крае нет специализированных предприятий по производству вагонов метро. Хотя, Красноярский ЭВРЗ мог бы выступить производителем – их база это им позволяет. Тогда это, может быть, было бы интересно и нам.
Если честно, я не думаю, что строительство метро – это самый лучший проект для Красноярска, с точки зрения его трудоемкости и финансовой целесообразности. Я видел, как работает метро в Екатеринбурге и в Новосибирске. Наполняемость метро в этих городах довольно невысокая. Я считаю, что за эти деньги можно реализовать несколько других проектов в сфере транспорта. В частности, проект внутригородского интермодального транспортного моста, связывающего очень удобно проходящие через город маршруты железнодорожных перевозок и маршруты автобусов. Для этого требуется правильный расчет, заинтересованные стороны в реализации проекта – и мы получили бы уникальный результат. Предварительная оценка такого проекта уже есть.
Чем любите заниматься в свободное от работы время?
Свободное время провожу с семьей. Времени, когда отключаешься от работы, мало, и его хочется использовать для получения ярких впечатлений. Ездим на природу. Любим отдыхать в палатке на берегу реки, любим путешествовать. Да и вообще – хочется ещё так много успеть…
Беседовал Александр Назаров