Просто подарок судьбы – на целых пять дней удалось вырваться в Новосибирск на VI Международный Рождественский фестиваль искусств. Программа феста традиционно изобилует интереснейшими событиями. Тут и выставки, и спектакли, и концерты – от такого погружения в культуру к концу фестиваля кружится голова. Впрочем, трудно объять необъятное – ни на концерты органиста Гарри Гродберга и Венского оркестра Иоганна Штрауса, ни на выступления Ансамбля народного танца Игоря Моисеева я так и не попала. Зато с удовольствием погрузилась в череду ярких театральных постановок. Нет, определенно важнейшим из искусств для нас является театр…
Пожалуй, только здесь у сибиряков есть уникальная возможность раз в два года посмотреть лучшие российские спектакли. В недавнем прошлом в Новосибирске показывали свои постановки Борис Эйфман и Лев Додин, Эймунтас Някрошюс и Константин Райкин. В этом году Рождественский фестиваль принимал Валерия Фокина и его «Шинель» с Мариной Нееловой в главной роли, питерский театр «Приют комедианта» с постановкой Андрея Могучего «PRO Турандот» и Сергея Женовача. Последний привез сразу два спектакля – студенческий «Мальчики» по Достоевскому (красноярцы могли посмотреть его на фестивале «Сибирский транзит») и мхатовскую «Белую гвардию» с Михаилом Пореченковым и Константином Хабенским.
После просмотра спектакля питерцев у многих напрашивались аналогии с Евгением Гришковцом. Что неудивительно: в «PRO Турандот» используется схожая подача – пересказ известной истории своими словами. Руководитель театра Виктор Минков, однако же, с этим не согласился: сами пьесы Гоцци предполагают свободное прочтение. Многие из них дошли до нас в таком виде, что иногда там вообще нет ни монологов, ни диалогов. А уж родился этот принцип задолго до появления Гришковца!
Внешне постановка Могучего напоминает клоунаду – белые коверные насмехаются над рыжим, параллельно излагая публике некую человеческую историю. Про то, как некий принц Калаф Тимурович сватается к прекрасной, но жестокосердной принцессе Турандот Альтоумовне. Но это лишь на первый взгляд, в спектакле все гораздо глубже. Объемная мозаика, где перед зрителями раскрываются все новые и новые планы. И смех, и слезы, и любовь, и изощренное коварство… Людям, у которых отсутствует чувство юмора, смотреть не рекомендуется.
Постановки Женовача другого плана – спокойные, сдержанные. Но очень пронзительные и достоверные в своей внешней сдержанности. Не буду останавливаться на «Мальчиках», об этом спектакле я писала после его показа в Красноярске. В «Белой гвардии» на вздыбившейся сценической площадке все катится в пропасть, в этом мире все стало так неустойчиво. Последнее прибежище в нем – дом Турбиных, но и над ним нависла угроза скорого крушения. Прошлое потеряно навсегда, и лишь как символ уходящего мира с его уютом и покоем – кремовые шторы. Впрочем, и они скоро останутся лишь в памяти. Тех, кто уцелеет… Молодым артистам МХТ удалось донести до публики эту атмосферу. Причем, вопреки ожиданиям, вниманием зрителей в спектакле овладевают не звезды сериалов Пореченков и Хабенский, а дуэт Елены (Наталья Рогожкина) и Шервинского (Анатолий Белый). Наверное, так и должно быть – только любовь помогает выстоять, вопреки всем катаклизмам и разрушениям.
Три вечера из пяти я предпочла провести на спектаклях радушного хозяина фестиваля, новосибирского молодежного театра «Глобус». Кстати, два из них – мюзикл «НЭП» и «Simейные истории» по Биляне Срблянович поставил уроженец Красноярска режиссер Алексей Крикливый. Но его работы, равно как и спектакль Романа Козака «Господин Кольперт» по Давиду Гизельманну, заслуживают отдельного внимания. Что трудно изложить в узких рамках одного обзора. Так что вернусь к этой теме в ближайшем выпуске.
Елена Коновалова