Главная
>
Статьи
>
Евгений Добрянский: «Ипотека – дело семейное»

Евгений Добрянский: «Ипотека – дело семейное»

16.01.2006
2

Генеральный директор Красноярского краевого фонда жилищного строительства

Родился в 1947 году в Кемеровской области. С 1951 г. живет в Красноярском крае. После окончания семилетней школы учился в РУ № 1 при "Красмаше", работал на "Красмаше".
В 1968 - 1971 годах работал электросварщиком на комбайновом заводе.
В 1971-91 годах работал на комбинате "Медпрепараты", сначала шлифовщиком, а после окончания вечерней школы и Сибирского технологического института - мастером, механиком, начальником цеха и секретарем парткома КПСС. Был депутатом крайсовета 21-го созыва, членом малого крайсовета.
В 1994 году назначен на должность управляющего аппаратом Законодательного собрания края.
В 1995 - 96 годах работал в Центре стратегического проектирования.
В 1996 - 99 годах был исполнительным директором ассоциации "Север на юг".
С 1999 по 2003 год - помощник депутата ЗС Вячеслава Новикова.
С августа 2003 года - генеральный директор Красноярского краевого фонда жилищного строительства.


Евгений Добрянский

Ипотека стала модным словом. Коммерческие фирмы обещают кредитовать под символический процент, потом бесследно испаряются, а обманутые дольщики, доверившиеся какому-нибудь Центру ипотечного кредитования (все помнят июльский скандал с уголовным делом на 11,2 млн рублей?), пишут письма: "Как вы это допустили?".

Мой собеседник, генеральный директор Красноярского краевого фонда жилищного строительства Евгений Добрянский устало пожимает плечами: – Я понимаю, есть процент людей, которые обманывают и которые обманываются. Такое происходит и в США, и в Европе. Но там обращаются в суд, а не пишут письма власти: помогите, меня обманули!

Евгений Алексеевич, а как отличить настоящую ипотеку от "липовой"?

В России наконец-то задействован нормальный финансовый инструмент, используемый во всем мире для решения жилищного вопроса, – ипотека. Но, к сожалению, сегодняшний бум вокруг нее привлекает в эту сферу и множество мошенников. Поэтому помните, что за любой организацией, выдающей ипотечный кредит, должно стоять государство. Возможно, это будет уполномоченный банк, Сбербанк, например. Или региональный оператор Федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). У нас это Красноярский краевой фонд жилищного строительства, который работает при поддержке Совета администрации края. При обращении за ипотечным кредитом в такую организацию есть государственная гарантия, что не обманут и в скором времени вы справите новоселье.

Вы возглавили краевой фонд жилищного строительства в 2003 году. И тогда, если мне не изменяет память, занимались не ипотекой, а переселением поселка Коркино...

Если бы точно знал, во что ввязываюсь и с какими проблемами придется столкнуться, - очень хорошо подумал бы, прежде чем согласиться. Ну, а когда губернатор подписал распоряжение о моем назначении на эту должность – назад дороги не было.

А с какими проблемами пришлось столкнуться?

Во-первых, надо было понять, что представляют те два дома, которые необходимо было достроить, чтобы переселить в них коркинцев. Никакой документации от прежнего руководства фонда не осталось, пришлось собирать все по крохам: А попутно решать финансовые и организационные вопросы. Мы провели тендер, определили, кто будет дома достраивать. Совет администрации края договорился о совместном финансировании окончания строительства с "РУСАЛом" на паритетных началах. Достроили в кратчайшие сроки.

Второй и главной проблемой было составление посемейных и поквартирных списков коркинцев для подготовки проекта краевого закона "О предоставлении жилья жителям п. Коркино". Составлением списков занималась администрация Советского района совместно с членами инициативной группы. Эта работа, связанная с юридическим оформлением будущего переселения, оформлением прав собственности на квартиры, в которые переезжали жители, оказалась гораздо более трудоемкой и сложной, чем достройка домов.

Эта история уже закончилась?

Я бы сказал – заканчивается. Из 263 выделенных квартир право собственности оформлено на 256. Красноярский краевой фонд жилищного строительства осуществлял технические функции по подготовке документов, а управление имущественных отношений администрации края и Регистрационная палата доводили дело до логического завершения.

А те, кто остался в поселке?

Тех, кто остался, в списках не было. Скажем, одна женщина появилась в поселке перед самым переселением. Заехала к сестре: "Я от тебя никуда не уеду, и ты не уедешь, пока я не получу квартиру". Соответственно, у нее нет ни регистрации, ни документов на право собственности. Кто-то въехал в Коркино еще позже – опять-таки без документов. Есть "новые" жители поселка без российского гражданства.

Но были и "старые" коркинцы без документов...

Были, но они не попали в списки, т. к. фактически там не проживали, не были зарегистрированы в этом поселке, и соответственно, не имели прав собственности на жилье, которое предположительно им принадлежало. Одна из жительниц, не имея на руках документов на момент переселения, смогла восстановить их позже и отстоять свои права в суде. Она получила новую квартиру. Так что история переселения заканчивается. А для нас: Я считаю, что фонд свою задачу в основном выполнил.

И наступил следующий этап - ипотечный?

В Сибири ипотека появилась в 2003 году – в Алтайском крае, Новосибирской области и других регионах. Там она уже набрала обороты. Мы стартовали гораздо позже – в апреле этого года. Хотя фонд жилищного строительства был создан для решения этих задач еще в 1999 году. Был даже принят закон об ипотечном кредитовании. Но финансирования не было, и закон так и не начал работать. В 2003-м, когда мы вели работу по Коркино, параллельно занимались ипотечной программой. И уже в октябре подписали трехстороннее соглашение – между Советом администрации края, Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию и Красноярским краевым фондом жилищного строительства – по реализации федеральной программы ипотечного кредитования.

А потом?

В качестве регионального оператора мы заключили соглашение с АИЖК. После этого были аккредитованы страховые и оценочные компании, банки, подписавшие с нами соглашения. К сентябрю 2004 года после ряда организационных мероприятий получил аккредитацию и наш фонд.

С какими банками вы работаете?

С "Енисейским объединенным банком", "Транскредитбанком" и "Промсвязьбанком".

А что побудило банкиров принять участие в программе ипотечного кредитования?

Ипотечный кредит требует "длинных денег" – это кредит на 30 лет. Ни у одного банка, работающего в крае, таких денег нет. Максимальный срок, на который выдается кредит, – 7 лет. Да Сбербанк выдает на 15. И все! А банк, работающий с Фондом жилищного строительства, на самом деле выдает "короткий" кредит – в течение 2-х месяцев мы кредит у банка выкупаем, оформляем закладную и продаем в Москву, в соответствии с Единой федеральной системой рефинансирования ипотечных кредитов.

Ну, мне кажется, на таких условиях может согласиться работать любой банк...

К сожалению, в Красноярском крае региональных банков почти нет, и поэтому не все получается. В Свердловской области, например, их шесть! Один из них является соучредителем такого же фонда, как наш. Если бы в крае была такая банковская система, мы уже не 112 кредитов выдали, а 200. А может быть, и больше. И начали бы эту работу не в апреле, а в январе 2005 года.

А региональные отделения столичных банков идут на сотрудничество неохотно?

Они сегодня соглашаются, а завтра Москва говорит: нет, меняем правила. Мы не можем на это пойти – у нас есть определенные стандарты, которых должны придерживаться. Там все расписано: раздел для банкиров, раздел для страховщиков, раздел для риэлтеров. Недавно были внесены изменения в стандарты, и у нас появилась возможность самим выдавать займы. То есть можем обойти многие критические ситуации, возникающие при работе с банками.

Кто может претендовать на ипотечный кредит?

Человек в возрасте 18-75 лет, работающий, имеющий постоянный доход. В счет погашения кредита он должен выплачивать не более 50% своего (или совокупного) дохода. 14% годовых – процент на сегодняшний день. Дальше, возможно, будет снижение процентной ставки. (С января 2006 года федеральное агентство ипотечного кредитования вводит 6 новых ипотечных продуктов. Самый низкий процент по этим продуктам составит 12% годовых, самый высокий - 16% - прим. ред.) Не менее 30% от суммы кредита человеку необходимо иметь - в виде денег или, возможно, в виде жилья, которое у него уже есть. Ну, допустим, у него "гостинка", а он хочет купить однокомнатную. Она оценивается по коммерческой цене и реализуется – это и будет его вкладом. (С января снижен и первоначальный взнос - с 30% до 10%. До 4 млн. увеличится сумма кредита, выданная на одного человека. В 2005 году наибольшая сумма кредита на одного заемщика составляла 2,1 млн. рублей - прим.ред.)

Также заемщик может иметь право на досрочное погашение кредита. Мораторий - шесть месяцев. А через полгода он может погасить кредит полностью, независимо от того, на 20 лет кредит брал или на 30.

А если человеку 75 лет – о каком 30-летнем кредите может идти речь?

Для таких случаев у нас есть институт созаемщиков. У заемщика есть сын, племянник, внук, другие родственники или знакомые - неважно, лишь бы имели постоянный доход и могли выплачивать этот кредит. Поручителей у нас нет, потому что залогом является сама квартира. Приобретаемое жилье, таким образом, находится в сособственности – с обременением в виде ипотеки. Допустим, 50% – его, а 50% отойдут к нему в собственность, когда он расплатится с кредитом.

А если человек не может представить документальное подтверждение своего стабильного дохода: он получает зарплату в конверте?

Ипотека – дело семейное. Допустим, сестра работает в коммерческой фирме и получает больше брата, но в конверте. А он – на солидном предприятии и имеет "белую" зарплату. Брат становится созаемщиком сестры. Все понимают, что платить по кредиту будет она, и нас это вполне устраивает, потому что это соответствует стандартам АИЖК.

А молодая семья?

Во-первых, у молодой семьи созаемщиками могут быть как родители мужа, так и родители жены. Во-вторых, если кто-то из супругов работает в бюджетной организации, они могут рассчитывать на субсидию, размер которой зависит от состава семьи.

Льготами могут пользоваться только бюджетники. Чем они лучше тех, кто работает в коммерческих структурах?

Таким образом сделана попытка поддержать молодые семьи врачей, учителей и других работников бюджетной сферы при решении жилищной проблемы. К сожалению, никакому бюджету не под силу субсидировать все категории граждан, а порой это и нецелесообразно. Но есть семьи, где жена работает, скажем, медсестрой, а муж трудится, к примеру, на КрАЗе. То есть опосредованно, но мы решаем жилищный вопрос в целом семьи, где один из супругов бюджетник, а остальные работают в других сферах.

При этом есть у нас понятие и корпоративной ипотеки. Мы уже подписали первое соглашение с КГУ "КрУДор". Это организация бюджетная, а вот управления в районах, с которыми она работает, - всевозможные ДСПМК – нет. Минусинское ДСПМК, с которым мы также подписали соглашение, обязуется выплачивать часть процентной ставки по ипотечному кредиту. А работник, с которым предприятие заключает договор, в свою очередь обязуется отработать 10 лет. В случае рождения ребенка процентная ставка снижается. Ведем переговоры и с другими предприятиями, которые хотят с нами работать по корпоративной ипотеке.

И все же бюджетники – на первом месте?

Знаете, у нас много спорят о среднем классе. Я считаю, исходя из своего опыта, что в России средний класс может формироваться только из бюджетников. Другого пути у нас просто нет! Если они будут получать достойную зарплату и иметь возможность взять ипотечный кредит, их накопления не будут лежать, а пойдут в строительство жилья.

И пойдет Россия по стопам Европы...

С учетом опыта ипотечного кредитования в Европе и США, у России есть возможность развить собственную систему ипотечного кредитования, которая должна быть тесно связана со строительством жилья. Для нас именно строительство жилья и дорог – та ниточка, за которую можно будет потянуть, чтобы вытащить экономику на уровень какой-нибудь среднеевропейской страны. А за строительством подтянется вся промышленность.

 

Беседовал Анатолий Мошницкий

Рекомендуем почитать