Руководитель агентства строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Красноярского края
Родился 11 декабря 1974 года в Брянской области
В 1996 г. окончил Норильский индустриальный институт по специальности "Экономика и управление в строительстве", имеет квалификацию – инженер-экономист.
С сентября 1996 г. по февраль 1998 г. - главный специалист финансового отдела администрации Норильска.
С 1998 г. по 2002 г. – главный бухгалтер ОАО "Норильскгазпром".
С ноября 2002 г. по 21 августа 2003 г. – генеральный директор ОАО "Таймырбыт".
С августа 2003 г. по январь 2004 г. - начальник управления муниципального заказа администрации Норильска
С февраля 2004 г. по октябрь 2005 г. – начальник управления ЖКХ и жилищной политики администрации Красноярского края
С октября 2005 г. – руководитель агентства строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Красноярского края
Семейное положение: женат, двухлетний сын.
Увлечения: книги, тренажерный зал.
Евгений Александрович, начну с самого актуального вопроса. Как, по вашему мнению, разрешится проблема с тарифами ЖКХ в Красноярском крае?
Об этом пока сложно сказать. Мы тесно работаем с Москвой, со всеми федеральными ведомствами, в том числе, с Министерством экономического развития и торговли, с Федеральной службой по тарифам. Мы надеемся, что, всё-таки, нам немного увеличат предельный процент роста оплаты за ЖКХ населением. Ведь мы формировали бюджет 2006 года, учитывая средний по краю рост тарифов 36%, в связи с этим разработали различные схемы компенсаций, заложили субсидии. Благодаря социальным программам незащищенные категории населения не стали бы платить за коммунальные услуги больше, чем до повышения. Если уровень в 20% не изменится, и федерация будет жестко настаивать на его выполнении, то нам придётся корректировать бюджет.
Как считаете, хорошо ли то, что жилищно-коммунальное хозяйство переходит в частные руки? Не случится ли так, что с народа просто соберут деньги, а отвечать за всё снова придётся администрации?
Такая ситуация произошла в Алма-Ате несколько лет назад. Объекты жилищно-коммунального хозяйства города полностью оказались в руках одной бельгийской компании. Которая, как вы говорите, собрала деньги с населения и исчезла. По городу валялись кучи мусора, которые никто не убирал...
Как разрешилась эта ситуация?
Сейчас в Алма-Ате работают по стандартной схеме: обслуживанием коммунального хозяйства управляет местная частная компания.
А у нас не может такого произойти?
У нас в Красноярске управляющая компания находится у всех на виду, инвестор местный, все люди давно здесь работают, так что такое маловероятно. К тому же, управляющая компания берёт коммунальные объекты в аренду, и на короткий срок. Что касается других городов края, у нас практически везде услуги оказывают местные фирмы, как по управлению коммунальным хозяйством, так и по его ремонту. Поэтому обман с их стороны крайне сомнителен. Конечно, они могут развалиться, обанкротиться, но им на смену просто придёт другая организация.
То, что ЖКХ передано в управление частным компаниям – гарантирует ли улучшение качества услуг?
Конечно, не гарантирует. Но для этого и существует конкурентная среда, рынок, когда жители посмотрят и решат, с каким поставщиком услуг заключить договор.
Но ведь большинство жителей – социально неактивны…
И в этом им некого винить, кроме самих себя. Государство всё сделало для того, чтобы дать в руки населению инструмент в виде Жилищного кодекса по управлению своим имуществом. И дело населения сейчас – откликнуться. Конечно, люди к новым правилам пока не привыкли, поэтому районные администрации организуют собрания жильцов, хотя это и не является их непосредственной обязанностью. В некоторых территориях такие собрания жильцов организуют сами управляющие компании. Они рассказывают о себе, просят выбрать для управления именно их – значит, процесс борьбы за потребителя пошёл.
Разве у нас есть конкуренция среди управляющих компаний? Их ведь достаточно мало пока организовано.
Я бы не сказал, что их мало. В крае более 50% жилого фонда обслуживается частными управляющими компаниями.
Но ведь все 50% обслуживаются одной компанией.
Почему одной? Да у нас в каждом городе их по нескольку! Это не такой затратный бизнес, чтобы туда не могла придти какая-то сторонняя управляющая организация. Услуги управляющей компании – это не непосредственный ремонт, это люди-управленцы, которые должны собирать деньги и распределять денежные потоки, привлекать подрядчиков или оказать услуги сами. Я бы назвал это организационным комплексом.
По вашему мнению, как можно поднять престиж профессии работников ЖКХ? Ведь в народе слесарей и сантехников обычно не очень-то уважают, а учиться на них в большинстве идут те, кому просто больше некуда податься. Что может повлиять на сложившуюся ситуацию?
Прежде всего, престиж профессии можно поднять, увеличив зарплату! Но это не может произойти само собой, а только вместе с повышением тарифов на ЖКХ. Других ресурсов нет. Отсюда и дилемма: мы хотим, чтобы в ЖКХ работали квалифицированные люди с достойной зарплатой – и сразу наталкиваемся на повышение тарифов, а платить за квартиру больше уже никто не хочет. Нужно самим себе вопрос задать, что лучше: существующее качество услуг или высокая их стоимость, потому что дешёвое хорошим не бывает!
После реформирования структуры администрации края вы стали управлять ещё одной отраслью – строительством. Для вас это новая сфера?
Достаточно новая, но агентство не управляет всей отраслью – у нас строительство давно уже рыночная сфера, которая к бюджету края прямого отношения не имеет. А в компетенции агентства – строительство, которое ведется только за счёт краевого бюджета.
Многие красноярские застройщики утверждают, что в связи с принятием Жилищного и Градостроительного кодексов уже через пару лет негде будет строить жильё, потому что готовить участки под застройку полностью должна администрация города. Но ведь в городском бюджете таких средств нет.
А не обязательно привлекать для этого бюджетные средства. Что касается города Красноярска, переживать и вовсе не о чем. Участки земли ликвидные, жильё строить выгодно. Администрация вполне может привлечь кредит, обустроить участок и продать его с торгов. Кстати, один из разделов федеральной программы «Жилище» в рамках национального проекта «Доступное жильё» как раз и предусматривает компенсацию части процентной ставки по подобного рода привлечённым кредитам. К тому же, возможность взять кредит на обустройство участка имеет как администрация города, так и застройщик. Затем этот участок можно продать с торгов либо продать уже готовое жильё и окупить затраты.
Но необходимо отметить, что новые требования к строительству жилья стали проблемой для небольших городов края. Инвесторам неинтересно и невыгодно там строить: нет производства и рынка жилья. Но для решения этой проблемы разработана специальная краевая целевая программа, в которой заложены средства для помощи муниципальным образованиям в разработке градостроительной документации. И в первую очередь бюджетные деньги получат территории, имеющие инвестиционные перспективы. К примеру, в районах Нижнего Приангарья, вокруг Красноярска.
Вы, наверное, наиболее молодой руководитель в краевой администрации, как вам удалось достичь такого успеха?
Хороших специалистов моложе 35 лет в администрации края достаточно… Сейчас во всем мире ставку на новое, образованное поколение делают как в государственных учреждениях, так и частных компаниях. Я на самом деле достаточно давно работаю в сфере ЖКХ, в том числе и на руководящих должностях – это нормальная карьера, просто началась немного раньше, вот и всё.
Вам нравится работать в Красноярском крае или ваши карьерные планы распространяются дальше?
Сейчас я об этом не задумываюсь, есть конкретное дело, которым надо заниматься, и меня всё устраивает. В Красноярске мне очень нравится, хотя я родился в Брянской области, а всю жизнь прожил в Норильске.
О вас мало пишут и говорят в прессе, редко замечают в публичных местах. Вы намеренно скрываетесь от публики? Чем вы занимаетесь в свободное время?
Специально от прессы я не скрываюсь. (Смеётся). Мне, знаете ли, скрывать нечего. Меня можно увидеть в тренажёрном зале, на улице, в клубах...
В ночных клубах?
Ну да, все ходят, а почему бы и мне не ходить? (Улыбается). Хотя, как правило, работа занимает практически всё моё время.
Расскажите о своей мечте.
Мне сложно сказать, есть ли у меня какая-либо мечта. Я чувствую, что сейчас я на своём месте, поэтому хочется работать, и чтобы не особенно мешали... Мечта как у всех, чтоб дети выросли здоровые, счастливые, чтобы в семье всё было нормально, чтобы мир на земле был.
Беседовала Татьяна Рыгина