В ролях: Джей Хернандес, Дерек Ричардсон, Эйтор Гудьонссон, Ян Власек, Барбара Неделишкова, Яна Кадерабкова
«Самое страшное кино вашей жизни», возбужденно предрекала мне афиша «Хостела» перед просмотром. Ну нет – ответил я ей на выходе. Самое страшное кино моей жизни было всё-таки не здесь, а лет этак двадцать назад, на просмотре без дураков жуткого советского фильма «Крик дельфина». Фильм этот был про буржуинских подводников, медленно сходящих с ума от просочившейся из ядерных боеголовок радиации. На «Хостеле» же даже девочки тринадцати лет, по таинственным причинам наводнившие зал, особо не пугались – лишь бодро похихикивали да кокетливо тянули «Фуууу!» в особо мясницкой финальной трети.
Вообще, с какого перепугу критики бросились заносить молодого выскочку Эли Рота в списки новых надежд жанра хоррор, мне, как большому почитателю данного жанра, не очень понятно. Ни дебютный его фильм «Лихорадка», ни собственно «Хостел» не дают достаточно оснований для этого. Спору нет, творчеству Рота свойственно некоторое своеобразие; более того, оба его фильма ловко встраиваются в общий контекст, что даже дает повод многозначительно высказаться о том, что мы имеем дело с большим художником, обладающим собственным четким видением. Рот привносит в хоррор очень важный элемент, начисто пропавший из большинства современных работ в этом жанре – некую сиюминутную, здесь и сейчас существующую фольклорность. По сути, во всех своих фильмах он рассказывает современные американские страшилки, из тех, что обычно рассказываются страшными голосами, ночью у костра в пионерлагере или возле палатки. Вот поедешь ты, дружок, в глубинку, попьешь тамошней водички, да и сгниешь заживо. А коли выживешь, то местные добьют, так, на всякий случай (см. кинофильм «Лихорадка»). Или поедешь ты, дружок, в европейскую глубинку, так встретятся тебе там коварные европейки, которые сначала будут на все согласные, а на утро съедят тебя на завтрак – ну, или продадут тому, кто сам не прочь съесть тебя на завтрак. И все это кровавое изуверство происходит в фильмах Рота максимально буднично, словно прямо у тебя под носом.
Попутно Рот успевает вставить в фильм несколько довольно хитрых культурных отсылок – так, одним из клиентов европейской фабрики кишок и конечностей, на которую волей случая попали в качестве сырья три путешествующих по Европе великовозрастных придурка, оказывается японский режиссер Такаси Миике, сам известный мастер творческого садизма. Финал «Хостела», весьма любопытным образом рифмующийся с финалом другого недавнего экскурса в ужасы, фильма «Спуск» британца Нила Маршалла, также указывает на то, что у Рота в голове бродят весьма интересные идеи. Причем очень изящно, неочевидно так указывает.
Казалось бы, всё это чертовски здорово, особенно для жанра ужасов, и мои придирки к Роту совершенно необоснованны. Однако дальше начинается самое интересное. На просмотре фильмов Рота частенько возникает ощущение, что он, придумав хорошую шутку для основы сюжета и разработав как следует старорежимные кровавые спецэффекты, которыми он славен, решает, что больше для успеха фильма ничего и не нужно. Получается интересный феномен – в отличие от большинства создателей ужастиков, полагающих, что эффектное пугание может скрыть от зрителя тот факт, что в фильме нет особой истории, Рот полностью полагается на историю и начисто плюёт на пугание. Вот и выходит ужастик идейный, но ни капли не страшный – скорее противный, благодаря слабости Рота к максимальной детализации кровавых подробностей. Тот же «Спуск» Нила Маршалла уделывает «Хостел» по всем статьям – там и идейность есть, и волосы дыбом встают довольно часто. Жалко – на первостатейном материале «Хостела» можно было заделать такую лютую картину, что мама не горюй. Хотя, может, оно и к лучшему, что этого не произошло – зритель спать спокойней будет.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001