В ролях: Джим Кэрри, Теа Леоне, Алек Болдуин, Ричард Дженкинс
Это Джим. Он актер. Комический актер. Посмотрите, как он кривляется. Правда, весело? Это Теа. Она актриса. Она тоже кривляется. Посмотрите, как самоотверженно. Что, вам по-прежнему не весело? Как странно. Вы же должны были хохотать до упаду!
Обещанного названием «фана» в фильме действительно маловато. То есть, предположительно комических эпизодов и шуток в фильме навалом, вот только все они бьют как-то мимо цели. Постановщик весьма неплохого фильма «В поисках галактики» Дин Паризо замахнулся на мир корпоративного чистогана и клеветы – и вышло у него нечто несусветное, полуторачасовое недоразумение, проваливающееся практически по всем статьям. Хотя ладно, не будем преувеличивать – провал этот не грандиозный, а так, по мелочи. Не ад кромешный, а небольшая, но всё же досадная неприятность. Как стукнуться пальцем ноги об угол тумбочки – травма совершенно несерьезная, с жизнью весьма совместимая, но всё равно ноет и покоя не даёт.
Самое занятное, что в случае с «Аферистами» (которые, к слову, никакими аферами не занимаются – переводчикам пламенный привет!) причины провала оказываются довольно прозрачными. Это очередной случай того, как кинематографисты пытаются насильно скрестить коня и трепетную лань, с до обидного никчемными результатами. Из этого же сценария можно было соорудить весьма вкусненькую мрачную и циничную комедию о мытарствах современного корпоративного яппи, который, вылетев из родимой корпорации, оказывается совершенно беспомощным перед лицом окружающей реальности. Топ-менеджеры развозят пиццу, как было метко замечено в фильме, и это, в общем-то, весьма смешно – особенно если держать в голове, что существенная часть топ-менеджеров вряд ли будет способна заниматься чем-то более осмысленным, нежели доставка пиццы, в том случае, если их попросят с их насиженного топ-менеджерского места. Попутно можно было бы неплохо проехаться и по корпорациям – ничего нового тут, конечно, не скажешь, но терапевтически похихикать можно было бы вполне. Возможности, однако, были упущены, все до одной.
Для воплощения в жизнь поучительной, в общем-то, истории о том, как перспективного работника крупной корпорации подставила собственная же компания, не только лишив всех сбережений и накоплений, но и выставив козлом отпущения в телеэфире, Дин Паризо зачем-то выбрал легковесную интонацию большой голливудской комедии. В теории это означает много, очень много шуток и непременный хэппи-энд. Фильм хорохорится, делает вид, что так всё и есть на самом деле, вот только никто не учел одного простого факта – все происходящее на экране не очень-то смешно. Возникает самый натуральный когнитивный диссонанс – перед тобой фильм, который ведет себя, как чистопородная комедия, да только смеяться особенно не над чем. Наверное, примерно такие же ощущения будут иметь место, если зайти в кабинет к стоматологу и обнаружить там окулиста, который не только станет утверждать, что он всё-таки стоматолог, но и полезет вам в рот чего-то там делать. Нет, удачные шутки все же бывают – например, про секс на субботу было очень хорошо. Джим Кэрри честно отрабатывает привычный арсенал ужимок и прыжков, а вот с партнершей ему не повезло – Теа Леоне оказывается довольно-таки ужасной актрисой, да и ее представление о комичности состоит исключительно из спазматических подергиваний. Алек Болдуин невозмутимо хорош в роли алчного босса – вопреки всей логике сюжета, он кажется едва ли не единственным достойным человеком во всей этой мясорубке. Так что финальный поворот сюжета, в котором главные герои таки сумели расквитаться с ним, вместо запланированного катарсиса (хи-хи) вызывает только раздражение – получается триумф пронырливых мелких сошек над великим человеком, победа мосек над слоном. Сплошная нелепица, короче; держите свои пальцы ног подальше от этой тумбочки.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001