Главная
>
Статьи
>
Николай Криулько: «Выставка должна быть цивилизованной»

Николай Криулько: «Выставка должна быть цивилизованной»

14.04.2006
0

Заместитель генерального директора выставочной компании ООО «Красэкспоцентр»

Родился 21 марта 1947 г. в Улан-Удэ.

В 1962–67 гг. - учился в Красноярском речном училище.

В 1967–75 гг. - штурман-механик Енисейского речного пароходства.

В 1967–73 гг. - учился на вечернем отделении электротехнического факультета Красноярского политехнического института по специальности «электропривод и автоматизация производственных процессов».

В 1975–80 гг. участвовал в строительстве Комбината индустриальных строительных конструкций.

В 1980–90 гг. - работал в парткоме цеха на Красноярском алюминиевом заводе.

В 1990–92 - вице-президент Торгового дома «Гранд».

В 1992–2001 гг. - вице-президент, генеральный директор ЗАО «Красноярская ярмарка».

В 2001-05 гг. - генеральный директор комплекса колбасных производств «Ярск».

С 2005 года - заместитель генерального директора выставочной компании ООО «Красэкспоцентр».

Награды: почетный знак Российской академии наук I степени «За заслуги в развитии экономики региона».
В 2000 г. присвоено звание «Почетный профессор КГТУ».

Семейное положение: женат, имеет дочь.

Увлечения: теннис, охота, рыбалка.

Николай Криулько

Не так давно в нашем городе официально открылся новый международный выставочно-деловой комплекс «Сибирь». По мнению краевой администрации, Красноярский край, наконец, обрел достойную площадку, на которой регион будет демонстрировать свои достижения. О том, как будет развиваться цивилизованный выставочный бизнес в Красноярске, мы беседуем с заместителем генерального директора компании «Красэкспоцентр» Николаем Криулько.

Николай Дмитриевич, компания «Красэкспоцентр», одним из руководителей которой вы являетесь, существует чуть меньше года. Однако ваша работа в выставочном бизнесе началась намного раньше.

Да. Идея создать в Красноярске выставочную фирму родилась у меня после посещения Новосибирска в начале 90-х годов. Тогда я впервые побывал на новосибирской ярмарке в качестве обычного посетителя. Посмотрел, как люди занимаются организацией мероприятий такого рода, и познакомился с директором компании «Сибирская ярмарка» Сергеем Якушиным. Вскоре после нашей встречи, в сентябре 1992 года, «Сибирская ярмарка» провела выездную универсальную выставку на территории красноярского Дворца спорта «Енисей» (теперь Дворец спорта им. Ивана Ярыгина). Это была первая выставка, которая прошла в нашем городе. Новосибирцы тогда вывезли сюда все свое оборудование, весь персонал. Выставка прошла довольно успешно. А в ноябре 1992 года мы зарегистрировали компанию «Красноярская ярмарка», генеральным директором которой я являлся вплоть до 2001 года. Так и начал заниматься выставками.

Вас можно назвать родоначальником красноярского выставочного бизнеса.

Я уже 13 лет в этом деле и могу с уверенностью сказать, что в одиночку человеку ничего не сделать. Выставка – это всегда работа целого коллектива. Однако не отрицаю, что действительно стоял у истоков красноярской выставки, и мне это приятно. При моем участии в городе проходила первая выставка в приспособленном помещении Дворца спорта, при моем же участии состоялась и первая выставка в специализированных условиях Международного выставочно-делового комплекса «Сибирь». Я думаю, что любому человеку важно, если то дело, которым он занимается, качественно развивается со временем.

А где учат на директора выставочной компании?

Специалистов-выставочников в Красноярске не готовят. Сам я окончил Красноярский политехнический институт (сейчас – технический университет) по специальности автоматизация производственных процессов. Хотя специальность не совсем по части выставок, но она очень помогла мне. Я изучал все производственные циклы – от производства конфет до производства алюминия. И обладаю универсальными знаниями практически обо всех товарах и их производстве. Это очень важно, потому что выставка явление универсальное: сегодня она строительная, а завтра агропромышленная. Разбираться в специфике и тематике мероприятия – самое главное для работника выставочной компании.

Изучая выставочный бизнес, я побывал во многих странах: Японии, Германии, Италии, Венгрии, Румынии. Смотрел, как там проводятся выставки, очень многому научился в этих командировках. Больше всего меня поразила Япония. Самый лучший выставочный центр, который я видел, токийский «XXI век», его открыли в 1997 году. Это громаднейшие выставочные площади. Очень понравилась структура помещения и его дизайн, а также оформление прилегающей территории.

Есть ли у российского выставочного бизнеса специфика, и в чем она выражается?

Скажу честно, на западе я ни разу не видел, чтобы выставку проводили в каких-либо приспособленных помещениях. За границей выставки устраиваются только в специализированных зданиях, которые специально проектировались и строились для экспозиционных мероприятий. И даже если здание изначально имело другую функцию, его перестраивают под выставочные стандарты. Например, в Италии один из старых корпусов завода «Фиат» полностью был реконструирован под экспозиционные площади. Проведен капитальный ремонт. Такая перестройка вполне возможна, так как заводские цеха полностью соответствуют стандартам и по высоте помещения, и по нагрузке на пол. Завод после перестройки перестал быть заводом.

Можно сказать, что с появлением МВДЦ «Сибирь» мы эту российскую специфику преодолели?

Я думаю, да. Это закономерный и правильный путь. Взять опять же пример Новосибирска. Там Сергей Якушин перестроил Новосибирский электроламповый завод под выставочный павильон и сегодня «Сибирская ярмарка» работает довольно успешно на этих площадях. Выставочная деятельность развивается.

Перейдя на новое место и оставив пост генерального директора «Красноярской ярмарки», вы пошли фактически ва-банк? Как вообще относитесь к риску?

Да, я пошел ва-банк, но я бы не сказал, что это был риск. Скорее, разумное и очень взвешенное решение. Понимаете, Дворец спорта – это не выставочная площадь. Вспомните 90-е годы: экономика затухала, денег на спорт не выделялось. Тогда, чтобы не потерять и нормально содержать площади, спортивные сооружения стали принимать выставки. Это было по всей России. Мы тоже проводили свои экспозиции во Дворце спорта, они и сейчас там проводятся. Мы получали очень много нареканий, особенно со стороны зарубежных фирм, по поводу того, что у компании нет своих специализированных площадей. Многие крупные компании просто отказывались участвовать, они говорили, что «в коридорах не будут выставляться, это портит имидж моей фирмы». И были абсолютно правы: специализированное помещение – общепринятый выставочный стандарт.

В 2001 году я оставил «Красноярскую ярмарку». Тогда просто встал перед выбором: работать в нормальных условиях и реализовать себя или зайти в тупик. Дальше развиваться на площади Дворца спорта было уже нельзя. Я понимал, что рано или поздно эта площадь себя изживет. Через 5, 8, 10 лет – рано или поздно это произойдет. Примут наши депутаты какой-нибудь законопроект о том, что спортивные сооружения должны работать только по обслуживанию спортивных мероприятий – и всё. В Москве, кстати, подобная работа уже идет. Выставочные компании вытесняются со спортивных арен и вынуждены в одиночку, или объединившись, строить собственные павильоны. И это правильно. Я считаю, что выставка должна быть цивилизованной. С появлением МВДЦ «Сибирь» край как раз обрел эту площадь. Ее возможности дают продемонстрировать все – от тумбочки до небольшого самолета. Выставочный стенд так же может иметь ту форму, какую хочет заказчик, два и даже три этажа, если потребуется. У нас человек никак не скован помещением и может действительно показать свой товар лицом.

Экономика Красноярского края «Сибирью» прирастать будет?

Я считаю, что выставка дает краю нечто больше, чем просто налоговые отчисления. Выставка – это явление, волны от которого могут расходиться в течение нескольких лет. Вот она прошла, получила деньги, заплатила налоги, зарплату, но процесс получения прибыли для края на этом не закончился. Например, человек приехал на выставку. Он здесь живет – развивается гостиница, он здесь питается – развивается общепит. Он пользуется транспортом, он ходит в театр, он покупает сувениры и так далее. Таким образом, экономика города получает доходы второго порядка. Привез человек экспонат, а красноярские фирмы купили этот товар, потом реализовали его и заплатили налоги это – уже доходы третьего порядка. А если на выставке купили производственную технологию, потом, чтобы ее использовать, построили здание, поставили станки образовались новые рабочие места? Это уже доходы четвертого порядка.

За меня лучше скажут цифры. В среднем по статистике город получает на 180% больше дохода, чем его получает выставочная компания.

Что еще говорит статистика по поводу выставок?

Если мне не изменяет память, бюджет России 1997 года и общий бюджет, который затратили компании США на участие в различных выставках по всему миру, сопоставим.

Ведь выставка – очень выгодное вложение капитала. На Западе это поняли очень давно. В тех же США как-то провели сравнительный анализ продаж продукта через выставку и розничной продажи. Он показал, что если продать свой товар через участие в выставке, то затратишь, к примеру, 10 долларов на единицу. А если будешь самостоятельно продвигать свой продукт и вести рекламную кампанию, то на единицу товара ты потратишь 198 долларов. Такая вот статистика.

С ваших слов, без команды никуда. Как вы оцениваете сейчас команду, в которой работаете команду «Красэкспоцентра»?

Команда молодая и, на мой взгляд, перспективная. В основном это молодые специалисты. Хотя есть несколько человек, которые имеют опыт работы в выставочном бизнесе – от 7 до 10 лет. Наши сотрудники также проходили стажировку в московских и в санкт-петербургских выставочных комплексах. Принцип отбора кадров – одно или два высших образования в разных направлениях, знание нескольких языков. В нашей фирме есть человек, который владеет даже 6 языками. Выставка – явление интернациональное, поэтому и требования соответствующие. Но для меня самое главное, что коллектив готов к напряженной работе.

При такой напряженной работе на охоту удается выбираться?

Пока не получается. Хотя я очень люблю рыбачить и охотиться, особенно в тайге. У меня даже были собаки лайки. Охотился на белку и на соболя. Думаю, что скоро удастся выбраться на природу. Кстати, на экологическую тему у нас выставка тоже запланирована, как раз на начало лета.

 

Беседовал Александр Назаров

Рекомендуем почитать