В ролях: Харрисон Форд, Вирджиния Мэдсен, Пол Беттани, Роберт Патрик, Алан Аркин
У всего есть своя обратная сторона. Без сомнения, практически все киношники в мире мечтают в конце концов попасть в Голливуд и работать там. Стремление вполне понятное, однако и у него есть своя обратная сторона – можно навсегда застрять в ранге ремесленника, клепающего стандартную студийную продукцию вроде «Огненной стены». Англичанин Ричард Лонкрейн когда-то поставил отличную авторскую вариацию на тему Шекспировского «Ричарда III» – но, глядя «Огненную стену», как-то трудно поверить, что этот человек подавал большие надежды.
Впрочем, ругаться надобно по справедливости – и общая аморфность «Огненной стены» не есть в первую очередь вина Лонкрейна. Наоборот, он по мере сил пытается вдохнуть жизнь в штампованный пенсионерский триллер – изобретает разные трюки с миниатюрными видеокамерами и делает порой невыразимо глубокие и прекрасные кадры. Однако вся эта милая изобразительная акробатика не в состоянии компенсировать бесконечную предсказуемость и стандартность интриги. Подобных триллеров про немолодого профессионала, вынужденного совершать различные вещи ради спасения собственной семьи, в 90-х была наклепано немало – и, что самое смешное, во многих из них главную роль играл именно Форд. Чаще его в подобном амплуа выступал разве что Майкл Дуглас – кстати, ждите к осени в прокате его возвращение в жанр с фильмом «Охранник». Откуда пошла вся эта волна возрождений, мне непонятно, но я бы не имел ничего против, если новые фильмы могли бы хоть что-то противопоставить своим предшественникам. «Огненная стена» не может.
Она вся, словно громоздкий паззл, собрана из кусочков других, более удачных фильмов. Вспоминаются и «Часы отчаяния» (даже римейк Майкла Чимино был куда увереннее, не говоря уж о блистательном оригинале), и «Игры патриотов», и даже «Фирма», откуда позаимствована вся сюжетная линия про то, как герою совершенно некому прийти на помощь, кроме бесстрашной секретарши. Не самая удачная и богатая наследственность, прямо скажем – какой прок может быть в триллере с Харрисоном Фордом, который ведет свою родословную от триллера с Томом Крузом, снятого чуть более десяти лет назад?
Что же до самого Форда, то он старается изо всех сил – он всё так же здорово умеет так зверски нахмуриться, что сразу становится ясно, что кому-то сейчас не поздоровится. Однако бегает за злодеями он с таким утомленным и слегка растерянным видом, что трудно избавиться от ощущения, что ему не бандитов кофеваркой забивать надобно, а в мягком кресле президента сидеть. В такой роли тоже может выдаться отличная возможность зверски похмуриться. Англичанин Пол Беттани, играющий главного злодея, продолжает благородную традицию появления отличных английских актеров в ролях злодеев в голливудских триллерах. Он вполне успешно встает в один ряд с Аланом Рикманом («Крепкий орешек», «Робин Гуд, принц воров»), Шоном Бином («Игры патриотов», «Остров»), Гэри Олдманом («Самолет президента») и Джереми Айронсом («Крепкий орешек-3»). С его зловещей льдистой красотой ему, кстати, неплохо бы пошла роль какого-нибудь нацистского злодея – бьюсь об заклад, в фуражке и с плеткой он смотрелся бы просто блистательно. Но так или иначе, все эти маленькие радости киномана не делают «Огненную стену» увлекательным и захватывающим фильмом. Как это часто бывает, куда лучше пересмотреть классику жанра, чем это новое его воплощение. В принципе, по сравнению с «Огненной стеной» те же «Игры патриотов» могут показаться самой настоящей классикой, не говоря уже о Хичкоке.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001