Есть жутко ошибочное мнение, что книга «Дети Снеговика» – это роман ужасов, жутко похожий на страшилки Кинга. Придерживаются его, само собой, представители книжного издательства, и я их отлично понимаю. Продавать «роман ужасов» гораздо проще, чем книгу о Детстве, Дружбе, Поступках, Причинах и Следствиях. Да и, что уж там, писать рецензию на роман ужасов гораздо проще, чем рецензию на книгу о Детстве, Дружбе и трех П (ых).
И мне бы очень хотелось рассказать вам душераздирающую историю про маньяка по прозвищу Снеговик, похищавшего детей, и оставлявшего их трупы без признаков насилия и в свежевыстиранных одеждах на заснеженных улицах Детройта.
Рассказать про дяденьку по имени Мэтт Родс, который возвращается в родной Детройт после 17 лет отсутствия, чтобы раскрыть страшные тайны и воскресить события той далекой зимы, когда на улицах хозяйничал Снеговик.
Регистраторше в мотеле нет еще и двадцати. Она даже не вздрогнула, когда я после минутного колебания поставил в журнале свое имя. Свое настоящее имя. А с чего это я взял, что она должна вздрогнуть? Ведь ей тогда и было-то, наверное, года два, не больше. К тому же я вроде никого не убил. Хотя как сказать.
Интригующе, а?
Но все эти снеговичьи дела – лишь фон, на котором Глен Хиршберг рассказывает нам историю из детства трех детей-вундеркиндов, – Мэтта, Спенсера и Терезы, неразлучных друзей и верных соперников. Ради того, чтобы спасти находящуюся в депрессии и на грани нервного срыва Терезу от безумия, ребята затевают смертельно опасную игру с полицией, Снеговиком и общественностью Детройта.
Проблема выбора, вопросы нравственности и ответственности, долга перед обществом и друзьями, – замечательно, захватывающе и интересно раскрываются эти темы на страницах романа Глена Хиршберга. Нужно только собраться и потерпеть первую половину книги, этот, так сказать, небольшой зачин.
Действие в «Детях Снеговика» раскочегаривается неприлично долго, неторопливость повествования и плавные скачки из 1976 в 1994гг. и обратно убаюкивают и расслабляют. Для романа ужасов это, согласитесь, очень ново.
Вообще, по прочтении романа складывается впечатление, что маньяк Снеговик – это такая Специально Приглашенная Звезда, призванная оживить (хе-хе-хе) сюжет и сделать воспитательную и метафоричную книжку менее воспитательной и метафоричной, и более привлекательной для массового читателя.
Но местами, когда Звезда отходит выпить кофе и покурить, до нас кое-что таки доносится.
… Снег еще идет, а Снеговика все нет, и дети, которых он забрал к себе, никогда уже не восстанут из своих «опухолей земли». Я не испытываю наслаждения оттого, что принадлежу к числу его детей, но нас так много: Джеймс Роуэн, Джейн-Анна Гиш, Кортни Грив, Эми Арделл, Эдвард Фальк, Питер Слоткин, близнецы Кори, Джеймс Море, Тереза Дорети, Спенсер Франклин, я. Некоторые из нас даже не умерли и все рыщут по озерным берегам, по сумеречным задним дворам. Мы окружены границами, возведенными своими же руками. Мы живем в сообществах, границы которых – а нас приучили их признавать – замыкаются на наших телах, чьи границы навязываются нам с самого рождения. И вот в один прекрасный день эти границы разрываются горящими в траве «желтыми жилетами», и нас начинает преследовать непонятное жужжание, исходящее из невидимого сердца мира.
Мгм, м-да.
Остается лишь сказать, что процитированный выше отрывок – ни что иное, как финальные строки книги.
А выводы, пожалуйста, делайте сами.
Анна Андерсен
• ул. Телевизорная, 1. Торговый квартал на Свободном. тел.