В ролях: Джэйсон Стэйтем, Райан Филлипп, Уэсли Снайпс, Генри Черни, Джастин Уаделл
Казалось бы – мы всё это уже проходили. Все эти захваты банков, идеальные ограбления, дорогостоящие чернокожие актеры, щеголяющие в эффектных шляпах. Причём проходили совсем-совсем недавно, в довольно блестящем «Не пойман – не вор» Спайка Ли. Только если у Ли облаченный в светлый костюм Дензел Вашингтон разгуливал в белой шляпе, то здесь Уэсли Снайпс предпочитает черный цвет и для шляпы, и для костюма.
Торопиться с выводами и обвинять «Хаос» во вторичности, впрочем, не стоит – как выяснилось, он был снят еще два года назад, после чего был положен на полку. За что продюсеры решили поступить с фильмом так жестоко, не очень понятно – «Хаос», быть может, звезд с неба не хватает, однако в своем жанре закрученного полицейского детектива отрабатывает на крепкую четверку.
В отличие от того же Спайка Ли, который в своем «Не пойман – не вор» виртуозно играется с жанром, новичок Тони Джильи работает по-пацански просто. Ему еще не по зубам снять сцену осмотра помещений банка после штурма одним блестящим безмонтажным планом на несколько минут, как было у Ли. Да и в том, что касается запутанных сюжетов (Джильи по совместительству еще и сценарист фильма) ему еще есть, чему поучиться – несмотря на то, что в его истории все концы удачно сходятся, что уже большое достижение, особой непредсказуемостью она похвастаться не может. Мне лично оба «неожиданных» поворота сюжета были очевидны едва ли не с самого начала, к тому же без второго поворота фильм получился бы куда стройнее и изящнее. К тому же местами ему свойственно слишком нарочито использовать своё доскональное знание классики жанра – некоторые элементы кажутся до боли знакомыми. Вот на полицейских при штурме квартиры нападает разъяренная голая девушка – это из «На гребне волны»; вот Райан Филлипп, догоняя подозреваемого, лихо съезжает по пожарной лестнице и падает на асфальт – это «Семь». Но всё это, впрочем, придирки довольно несерьезные – держать ритм Джильи вполне может, к тому же снимает увлеченно и с явной любовью к жанру. Так что при должной огранке скромный камешек его таланта может вполне превратиться в сияющий бриллиант. Серьёзно.
Особенно хорошо Джильи удаются сцены перестрелок в тесных закрытых пространствах. Свое умение он демонстрирует дважды за фильм – сначала в блестящей сцене штурма крохотной квартиры одного из подозреваемых, а потом в эпизоде в загородном доме. Обе эти сцены – практически высший пилотаж; напряженные, нервные, заставляющие пульс приятно учащаться. С рукопашными схватками выходит чуточку похуже – слишком хаотичный монтаж мешает четко понять, что именно происходит; с погонями зато дело обстоит получше. Джильи также не забывает укоренять свою жанровую сюжетную конструкцию в будничной реальности – полицейские тут не только гоняются за преступниками, но и время от времени забредают в ресторанчик перекусить, где ведут вполне вменяемые беседы, а периодически еще и немного маются разными не относящимися к делу переживаниями.
Дуэт Джэйсона Стэйтема и Райана Филлиппа, кстати, тоже очень хорош – глядя на эту парочку, ни за что не скажешь, что между ними на самом деле всего два года разницы. В общем, перед нами типичный случай явления из серии «мелочь, а приятно». Хотя, с другой стороны, с каких это пор приличный полицейский детектив у нас стал мелочью? Негоже всё-таки хорошими вещами разбрасываться.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001