В ролях: Джош Лукас, Курт Рассел, Ричард Дрейфус, Эмми Росум, Майк Фогель, Хасинда Барретт, Джимми Беннет, Миа Малестро
Этот ритуал повторяется из года в год. Каждый год киношные боги (кем бы они ни были) выхватывают какой-то один, ни в чем, в сущности, не повинный фильм, и самым беспощадным образом превращают его в козла отпущения. И каждый год процесс отбора жертвы проходит по каким-то совершенно непонятным законам. То ли название фильма выпадает на бумажке из волшебной шляпы, спрятанной в мрачном подземном бункере, из которого ведётся тайное управление всем мировым кинематографом, то ли журналисты по всей планете получают особые подсознательные сигналы, зашифрованные в репликах героев фильма, но результат всегда неизменен – хоровые разгромные рецензии, жестокий провал в прокате и неплохой урожай «Золотых малин», созревающий к началу следующего года. И каждый раз вся эта процедура не имеет ни малейшего отношения к реальным достоинствам или недостаткам фильма.
В этом году такой жертвой богов пал фильм Вольфганга Петерсена «Посейдон». Видимо, соблазн был слишком велик – ну как не потопить фильм, названный именем бога морей, в котором творчески топят огромный круизный лайнер? Все элементы действа на своих местах – в прокате произошло громкое «буль-буль» (при внушительном бюджете в 160 миллионов фильм едва наскрёб 60 миллионов сборов), рецензии хором ругают (я не слышал, кажется, ни единого доброго слова в его адрес, будь то в отечественной или зарубежной прессе), и всё такое. При этом «Посейдон» вовсе не так кошмарен, как это увлеченно живописуется в отзывах. Более того, на фоне других крупных блокбастеров 2006 года (механистичной «Миссия: невыполнима 3», нуднейшего «Кода Да Винчи», до одурения поверхностных «Людей Икс-3»), «Посейдон» кажется настоящим монолитом. По крайней мере, он, пожалуй, единственный из этого списка, кто обладает хоть каким-то чувством собственного достоинства.
Благодарить за это стоит в первую очередь режиссера фильма Вольфганга Петерсена – у него, похоже, сложились какие-то особенные отношения с темой затонувших или терпящих бедствие плавсредств. Его первое обращение к ней подарило миру бессмертный шедевр кинематографа, военную сагу «Лодка». Во второй раз («Идеальный шторм») шедевра не получилось – но, с другой стороны, на свете не так уж много блокбастеров со 120-миллионным бюджетом, авторы которых решились наградить фильм трагичным концом. И довольно схематичный, чего уж там, «Посейдон» держится на плаву (пардон за каламбур) исключительно благодаря железной хватке Петерсена. Он рулит громоздким лайнером фильма с непоколебимой уверенностью – и ему, в общем, наплевать на все недостатки имеющегося в его распоряжении сюжета. Да, он действительно в первую очередь похож на стандартный квест с прохождением четко разделенных смертельно опасных этапов; да, персонажи в нём проработаны не детальнее рисованных человечков из компьютерных игр. Однако такой ленивый уровень работы с персонажами давно уже стал нормой для крупных блокбастеров, и «Посейдон» здесь ничем не отличается от прочих своих собратьев по бюджету – это раз. А два – может, по форме «Посейдон» и напоминает квест, но, чёрт возьми, это квест весьма увлекательный.
Когда Петерсен, разобравшись с экспозицией, принимается за дело и наворачивает одну опасную ситуацию на другую, от экрана практически невозможно оторваться. Сцена удара волны снята по-настоящему сногсшибательно. Да и далее, когда персонажи пытаются пробраться вверх по перевернувшемуся кверху дном кораблю, действие разворачивается стремительно и захватывающе. Главные герои здесь – шахты лифтов, затопленные коридоры, в которых спутанные обрывки проводов становятся опаснее щупалец подводных чудищ, и рушащиеся сверху многотонные куски машинного отделения. И Петерсен прекрасно знает, как с ними нужно работать – скажем, сцена, в которой одна из героинь запуталась в проводах, выглядит достойной любого фильма ужасов. Петерсен также не забывает, что ключевое значение в слове «спецэффекты» имеет именно его вторая половина – хотя в фильме полно компьютерной графики, она никогда не выпячивается на первый план, а смиренно работает на общий эффект сцены. Такой вот прагматичный, уверенный в себе профессионализм виден практически во всём, что происходит в «Посейдоне». И потому окончательный вердикт таков – ни в коем случае не шедевр, но мощное, крепко и грамотно сколоченное развлекательное кино, совершенно не заслужившее того ледяного приёма, что ему устроили. Тот случай, когда даже хочется поддержать производителя рублём.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001