Руководитель агентства профессионального образования и науки администрации Красноярского края
Ольга Николаевна, расскажите, пожалуйста какая ситуация сейчас в профобразовании? На кого учат? Какие профессии востребованы в крае?
В отличие от других регионов у нас развивающаяся территория. У нас реализуются большие инвестиционные проекты, такие как Ванкор, Богучанская ГЭС. На реализацию проекта по развитию зоны Нижнего Приангарья из Федерального инвестиционного фонда в 2006-2009 гг. будет выделено 34 млрд. 410 млн. рублей. Поэтому нам требуется большое количество рабочих мест. Мы тот регион, который будет работать по максимуму на закрытие этих инвестиционных проектов своими ресурсами. До конца 2010 года нужно будет 65 тысяч новых рабочих мест. Это довольно много. Возникает вопрос – как и за счет чего мы будем работать.
Но ни для кого не секрет, что училища и техникумы сейчас выполняют скорее социальную функцию.
Мы реально понимаем, что сейчас в сознании людей два социальных института – школа и вуз. Системы профессиональных технических училищ в нем просто не существует. Техникумы существуют как промежуточный этап: не поступил в институт – пошел в техникум, не поступил в техникум – пошел в училище. В результате училище вместо того, чтобы быть тем местом, куда идут получить рабочую профессию, превратилось в социальную камеру. Здесь люди практически пересиживают три года, чтобы потом уйти в армию.
Парадоксально, что такая ситуация существует в то время, когда на рынке труда появилась потребность в слесарях высшего разряда, с заработной платой сразу 12-14 тысяч рублей. Но их нет. Их нет по определению, потому что никто не готовит высококвалифицированных слесарей. Токарей высокой квалификации тоже никто не готовит. Система профтехобразования выпускает максимум с третьим-четвертым разрядом, а требуется пятый-шестой разряд.
Необходимо изменить ситуацию так, чтобы основным образом будущего выпускника и вообще молодого человека было не приобретение диплома о высшем образовании, как корочки, которые способствуют его успеху в жизни, а была профессия, мастерство. И если человек может освоить профессию, которая будет давать ему нормальную заработную плату, обеспечит чувство уверенности в жизни, благополучие ему и его близким, то не важно диплом высшего или средне-специального образования он имеет.
Принципиальную задачу системы профессионально-технического образования мы видим в том, чтобы имидж профессии перестал зависеть от статуса диплома, а зависел лишь от компетентности, которую человек получил и которая обеспечит ему нормальное будущее.
Как это будет реализовываться?
В настоящий момент мы меняем политику в области начального профессионального образования. Ее направление – суть три вектора нашего действия. Первый – четкая ориентированность начального профессионального образования на заказ. Государственный заказ, заказ бизнеса, населения и самих учащихся.
В свое время училища открывали самые разные, непрофильные профессии только для того, чтобы выжить. То, что посеяли в начале 90-х, пожинаем сейчас. До сих пор профессиональные училища в массе своей работают сами на себя, не вникая в потребности рынка, выпускают, я бы даже сказала, избыточно «перевыпускают» тех специалистов, которые не востребованы в таком количестве. Примеров, увы, достаточно. Так, ежегодно мы выпускаем 500-600 поваров. Но в рестораны и кафе ребят отказываются брать, так как уровень их квалификации не устраивает работодателей. Наша задача перестроить систему таким образом, чтобы полученное образование делало выпускника конкурентоспособным на рынке труда. Для этого мы сейчас выстраиваем отношения с бизнесом. Например, совместно с «Ассоциацией гостеприимства», объединяющей отельеров и рестораторов, создаем в 18-й лицее ресурсный центр с качественно иным способом подготовки кадров.
Перестраивая систему в этом направлении, мы тем самым параллельно сразу решаем вторую задачу-вектор. Это изменение качества образования. Образование должно быть качественным и конкурентоспособным. Выпускник должен отчетливо понимать, что он получает качественное профессиональное образование и что по ряду параметров вполне способен составить конкуренцию даже выпускнику института. Ведь он обладает мастерством, компетентностью, профессией такого уровня, который нужен сейчас заказчику.
И, наконец, третий вектор лежит в области управления. Мы выстраиваем открытую систему образования, когда через попечительские советы или другие структуры в управлении смогут участвовать бизнес, муниципалитеты, заинтересованные общественные организации.
Бизнес идет навстречу охотно?
В целом, да. С упомянутой «Ассоциацией гостеприимства» мы подписали Соглашение о сотрудничестве, создали команду. Можно уверенно говорить о том, что бизнес реально участвует в подготовке кадров для своей отрасли. По сравнению с общепитом советских времен ресторанная индустрия шагнула далеко вперед. Просто уметь варить щи, даже очень вкусные, недостаточно. В этом бизнесе масса новых продуктов, инструментов, технологий и техники. Надо знать основы дизайна, психологии. Обучение в лицее идет по новым образовательным программам с учетом требований работодателей, их профессиональных стандартов. Рестораторы провели несколько мастер-классов для наших педагогов, обучили их. После того, как мастера в свою очередь обучили ребят, последних стали брать на практику в престижные рестораны, кафе города. Во время прохождения практики хозяева и менеджеры присматриваются к ним, и кто-то получает приглашения на работу. Между прочим, сейчас хороший повар в зависимости от класса ресторана получает от 10 до 30 тысяч рублей. А у иных (данные по Москве) заработная плата достигает 2 тысяч долларов.
Есть другие примеры взаимодействия работодателей с учебными заведениями?
Буквально на прошлой неделе подписано Соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией «Бытсоюз». Здесь в связи с отраслевой спецификой модель взаимодействия будет несколько иная: мы планируем открыть совместное производство. Готовим переговорную площадку по машиностроительному блоку – с Союзом промышленников и предпринимателей Красноярского края. Училища «западного куста» в городах Ачинск, Назарово сотрудничают с «Ассоциацией малых угольных разрезов».
Что такое ресурсный центр и как он действует?
Ресурсные центры - это те точки, на которые мы делаем ставки, в соответствии со своим названием, они представляют собой училища, где аккумулированы ресурсы, как финансовые, кадровые, так и технологические, материальные. Создаются РЦ в рамках краевой программы модернизации начального профессионального образования. В этом году из краевого бюджета были выделены целевые средства на развитие системы начального профобразования (на 2007 год) в размере 13 миллиардов рублей. Распределить эти деньги между всеми 76 училищами и несколькими краевыми техникумами - значило бы размазать масло тончайшим слоем и, практически, ничего не добиться. Было решено, на базе учебных заведений создать несколько ресурсных центров, которым отводится роль своеобразных образовательных локомотивов. Здесь совместно с работодателями формируются новые учебные планы и программы, происходит взаимодействие на переговорных площадках, проводится сертификация дипломов работодателями. При этом другие училища, близкого к ним профиля, продолжают готовить кадры, но на практику, для повышения квалификации мастера и учащиеся приезжают в ресурсный центр.
Хочу подчеркнуть, что создание ресурсных центров – это не административная воля. Мы только предложили нашим училищам участвовать в конкурсе, далее их свободная воля, стремление к самореализации. Те учебные заведения, которые пожелали участвовать - представили проекты, бизнес-планы, защитили их на конкурсной основе - получат деньги целевым назначением на приобретение оборудования, переподготовку кадров, создание новых образовательных программ. Из 20 проектов по конкурсу было выбрано пять.
Как оценивается эффективность работы ресурсных центров?
По прошествии года мы посмотрим что сделано, на какие результаты вышли учебные заведения. Если они справились, то проекты расширяются, повышенное финансирование продолжается, если нет – то организуем повторный конкурс, уходим в другие учебные заведения.
Где еще, кроме 18-го лицея началась такая работа? И на сколько реально реализовать схему взаимодействия с работодателями для всех училищ?
Пока нам нужно обкатать схему. Первые площадки будут действовать в Красноярске. Мы создаем ресурсные центры в области гостиничного комплекса – 18-й лицей, в области строительства – 20-й лицей и 36-ое училище, для ЖКХ – 21-е училище, для лесного комплекса – 48-е училище в Лесосибирске, поскольку эти отрасли являются ведущими для нашего региона. Эти коллективы разработали и защитили проекты по созданию ресурсных центров. Когда схема будет отработана, второй пояс пойдет в Ачинск, Канск, Минусинск или Шушенское. Это мы планируем на 2007 год.
Когда можно будет увидеть реальные результаты?
Через три года – это срок подготовки по профессии.
Вы обозначили четыре стороны взаимодействия – сами студенты, училища, работодатели и население. По-вашему, как они идут на сближение?
Часть работодателей охотно идут на это. Училища тоже идут на это охотно. Мы же их не заставляем. Они проекты защищают. Они же жить хотят. Как мы говорим, у кого спина мокрая, тот и получает деньги.
Часть специальностей неизбежно просто уйдет из училищ и техникумов…
Те училища, которые нормально работают, они определяют свое будущее. Они его видят на три года вперед, минимум. Они реально разворачивают конкурентоспособное образование. А училища, которые сейчас ничего не предпринимают, которые просто открыли кучу специальностей, они просто не выживут в этой ситуации.
Потому что следующим этапом пойдет конкурс программ. Сейчас мы финансируем учебные заведения, а дальше мы планируем выходить на конкурс программ. Например, нужны слесари высокого разряда, мы выставляем на конкурс программу подготовки слесарей высокого разряда. Она будет стоить столько-то. И в этом конкурсе будет выигрывать то учебное заведение, которое готово выпускать слесарей этого разряда.
В нашем регионе сейчас разворачиваются большие инвестиционные проекты. Краю в самом ближайшем будущем понадобится много специалистов. Можно сказать, что выпускники профтехучилищ, которые обучались по-новому, будут заняты в этих работах?
По крайней мере, мы ставим перед собой задачу выхода на большие инвестиционные проекты, планируем закрывать нашими квалифицированными кадрами…
А сегодняшние выпускники будут там работать?
Сейчас идет планирование. Смотрим по Богучанам, по Кежме, по Лесосибирску, что мы будем там открывать и как, чтобы приблизить подготовку кадров к рабочему месту. Часть из Красноярска будем отправлять. Сейчас ведем переговоры. На днях проводили совещание на юге края с группой училищ. Там же у них нет рабочих мест. Так я говорю: «Давайте мы ребят будем забирать из села, где негде работать. Давайте будем формировать команду, обучать их и отправлять на ту же Богучанскую ГЭС».
В этих преобразованиях и есть суть концепции по модернизации начального и среднего профессионального образования края?
Да. Суть заключается в двух базовых ориентирах. Первый - обеспечение профессионального роста жителей края в соответствии с потребностями нового этапа индустриализации, регионального рынка труда, достижение баланса предложений профессий и потребностей в них экономики края.
А второй – это вклад краевой системы среднего и начального профессионального образования в становление гражданского общества, обеспечение процессов интеграции молодежи, взрослого населения и мигрантов в социокультурную жизнь региона, создание условия для овладения жителями края компетентностями, обеспечивающими возможности их самореализации как на рынке труда, так и в общественно-культурной жизни края.
На основе чего разрабатывалась концепция? Учитывался опыт других регионов или у нас это пилотный проект?
Наша концепция оригинальна, аналогов ей нет. Но поскольку квалифицированные кадры рабочих профессий – это проблема не только Красноярского края, то в некоторых продвинутых регионах тоже задумываются над модернизацией системы начального профессионального образования. Выиграв грант по созданию ресурсных центров, мы, конечно же, познакомились с российским опытом: в Чувашии, Самаре, Ленинградской области. К нам приезжали их эксперты, и мы, в свою очередь, участвовали в их семинарах, смотрели наработки по нормативно-правовой базе, финансовым схемам. Но в отличие от них, мы берем направления, связанные с бизнесом, работаем в логике частно-государственного партнерства. Потому что для нас этот механизм является чрезвычайно важным.
Нашим самарским коллегам деньги практически упали с неба – 16 миллионов долларов были выделены «Национальным фондом подготовки кадров». Ровно половина была направлена на создание в области ресурсных центров. Им не было нужды учиться зарабатывать. У нас все по-другому, мы работаем в логике бизнес-рамки. Наши училища изначально поставлены в условия рынка: им для того, чтобы выжить, нужно чувствовать рынок, потребности работодателей. В этом наша специфика.
Со школой как отношения выстраиваются?
Здесь общение очень интересное. Еще недавно «отсев» перед 10 классом составлял 50 %. Но уже в ближайшем будущем, в силу того, что детей становится все меньше, а школы тоже хотят жить, в 10 класс будут забирать около 80% детей. Мы отдаем себе отчет, что состязаться бессмысленно и предлагаем школе сотрудничество. Пусть школа готовит детей по общеобразовательным дисциплинам, а мы на базе школ будем давать предпрофильную подготовку как дополнительные занятия. После окончания школы ребятам достаточно всего год-полгода доучиться у нас, и они получат профессию, диплом. Сейчас мы предлагаем нашим училищам разрабатывать такие проекты, самостоятельно выходить на школы, договариваться. Мы готовы поддержать эти проекты, как эксперимент, особенно на селе. Уже имеется положительный опыт, который свидетельствует о том, что такое сотрудничество очень и очень перспективно.
Поступление в вуз? Если между школой и училищем разница в подготовке незаметна, то между школой и вузом бывает настоящая пропасть.
Одна из задач агентства - формирование многоуровневой системы профессиональной подготовки кадров – школа, училище, техникум, вуз. В перспективе мы хотим выстроить именно такую цепочку. Если человек настроен получить рабочую профессию каменщика, слесаря и остаться в ней, то он просто заканчивает училище и идет работать. Есть желание продолжить образование – идет в техникум, но заканчивает его (после училища) уже по сокращенной программе. Аналогично с вузом. После техникума в институте ему дают только теорию, так как практические навыки у него уже сформированы. При такой многоуровневой схеме разница в подготовке между школой и вузом практически нивелируется.
Для создания такой цепочки нам надо понять, какие умения и навыки должны формироваться в школе, а какие продолжают формироваться в профессиональном учебном заведении.
Но пока нам предстоит многое сделать со своим начальным и средне-специальным образованием. У нас ведь 76 училищ и 6 техникумов на бюджете. Это 1 миллиард 380 миллионов рублей. Нужно по-хозяйски всем этим распорядиться. У нас есть учебные заведения в сельской местности, в которых на одного ученика приходится три человека обслуживающего персонала. Понятно, что их требуется объединять, оптимизировать работу.
Поговорим о Национальном университете. Известно, что распоряжение о его создании в Красноярске появится в ближайшее время. Был принят вариант, разработанный в Красноярском крае.
Подписание Распоряжения Правительства РФ о создании национального университета – это уже вопрос времени. Для нас принципиально важно другое: в вузе такого масштаба будет меняться сама схема образования. Она будет направлена на качество образования. Первые два года идет бакалавриат. Вторые два года – специализированный бакалавриат в 14 профильных институтах. Затем часть уходит работать, часть – в магистратуру, аспирантуру, докторантуру. Это, собственно говоря, также цепочка непрерывного образования только уже на уровне вуза. Планируется, что в университете будет действовать кредитно-модульная система. Это система зачетных единиц. Это дает возможность студенту выбирать собственную программу и индивидуальную образовательную траекторию.
Как вы думаете, смогут ли наши студенты сориентироваться в новой системе, когда нужно будет самому выбирать нужные предметы? Ведь это европейская система…
В Томском политехническом отрабатывается такой опыт. Уже четвертый год идет этот эксперимент. Опыт показывает, что это новое дело в России, но оно интересно. Более того, у нас в техническом университете уже год действует модульно-рейтинговая система студентов.
Я знаю, что в этом году ваша дочь получила серебряную медаль при окончании школы. Куда она пойдет учиться?
Моя дочь собирается идти на экономический факультет в государственный университет. Она прирожденный бухгалтер и экономист. С детства все считает. (Смеется). Когда ей было пять лет, мы при тогдашней инфляции получали зарплату в миллионах рублей, и когда папа приходил с работы, она просчитывала, сколько миллионов он получил, и ни разу не ошибалась. В пятом классе они с подружкой организовали малый бизнес возле ЦУМа (смеется) и продавали книжки, карандаши, старые вещи. Она даже принесла 120 рублей домой. На что я сказала: «Откуда деньги?» – «Мы продажей занимаемся» – «Как с налогами дело обстоит?» – «А ничего, милиционер прошел, ничего не сказал». Но после того, как мимо прошел завуч из школы и понятно стало, что мне будет все известно, бизнес прекратили!
Напоследок хочу пожелать вам удачи. Несмотря на то, что вы в должности работаете не так давно, 1,5 года, надеюсь, что с профессиональным образованием в нашем крае все будет налаживаться.
Я думаю, что мы сумеем заставить систему работать на пользу краю, готовить кадры для экономики региона, а не для службы занятости. Это, конечно, трудно. Система всегда немного консервативна, сложно перестраивается. Но ничего. Самое главное, что люди стараются. Они понимают, что дошли до того предела, что либо пан либо пропал, и лучше нарабатывать опыт, чем тихо умирать и ждать, когда ликвидируешься. А когда усилия стольких людей направлены в одну сторону, то отдача обязательно будет.
Беседовала Ольга Мартынова