Эффектность и эффективность – не одно и то же. Бывают люди эффектные и эффективные. И корпорации бывают таких сортов. И целые страны. При этом все может идти вразнос, однако производиться эффектное впечатление.
Ну вот, допустим, погибает деревня. Был свинокомплекс – сгнил свинокомплекс, а чего не сгнило, разворовали. Фонари когда-то были, потом потухли, раз и навсегда. Дома ветхие, дороги разбитые, мостик с риском для жизни. Конченых алкашей среди мужиков была треть, стало две трети. И население сократилось: кто помер, кто убежал. Ясно, что дела идут… лучше всего сказать матерно, как они идут, но скажем вежливо – неэффективно идут дела. При этом на поверхностного наблюдателя можно произвести эффектное впечатление, ничего не изменяя по сути.
Шик и блеск
Как так? Очень просто. Сначала четко решаем, какая улица тут самая главная, «лицо», так скажем, поселения. Подновляем там фасады домов, делаем клумбы, правим изгороди. Лучше всего, конечно, обязать самих жильцов: раз вы у нас теперь в «центре», раз вы теперь элита – оправдывайте высокую честь.
Но можно и из бюджета подкинуть. На фасады-то. При этом состояние сортиров смущать не должно: сортиры не правим. Но если есть в бюджете непропитые деньги, если есть заезжий чудак-архитектор – надо сделать очень важную вещь. Соорудить в центре поселения какую-нибудь величественную фиговину. Статую, например. Или фонтан. Или карусель. А если нет в бюджете денег на самое важное, надо на годик отложить ремонт школы, деньги на чудо-фиговину чудом и появятся. Уцелевшую живность на центральную улицу не пускать. А если пускать, то в ленточках. Этаких европоросят.
Дальше надо соорудить – на центральной улице, разумеется, – евроизбу для приема высоких гостей (и для оттяга главных местных). Сделать там евроремонт, жалюзи на окнах, лепнину в клозете и джакузи посреди спальни. Держать там бар с коньяком, текилой и виски. И сейф с автоматическим оружием для обороны всего добра. В огороде евроизбы должны расти только гладиолусы и ходить европоросята, обученные разным фокусам. Наконец, главная технология: если денег на это нет, ремонт школы откладываем еще на пять лет, и деньги (слава эффективным менеджерам!) появляются.
Сельскую дискотеку обозвать евроклубом и крутить там техно и хаус. Особенность интерьера компенсировать двойной дозой того, что принимается внутрь. Можно вместо водки косячка – Европа все-таки, надо жить продвинуто.
Еще один штрих. Потехе время, делу час, но все-таки… Надо поставить в сельсовете компьютер. Или даже два. Зачем? Затем, что это переход на «информационные технологии управления». Назвать это «Инфо-центром». Пока продвинутая молодежь режется в очко, продвинутая элита режется в тетрис. Можно и сайт залудить. Вывесить там «Программу перспективного развития свинокомплекса до 2010 года». И все будет, как у людей: чисто, и конкретно, и чики-пики, и без базара.
«Сам дурак»
Высоких гостей водить только в треугольнике: евроизба – евроклуб – европарламент с инфоцентром. Желательно, чтобы все это было поближе друг к другу, т. е. чтоб по ухабам не прыгать и грязь не месить. Все достижения – в одну кучу. Назвать это: «наш деловой квартал». И буклетики распечатать: «Деловой квартал – фундамент успеха». Глядишь, и недвижимость подорожает. В районе делового квартала-то.
Все, кто попадает в квартал, должны изъясняться особенным языком. Продвинутым. Ну, скажем… не «закрытие детского сада», а «оптимизация социальных программ». Не «отток населения в город», а «переход к сетевому сообществу». Не «безработный», а «не вписавшийся в рынок». Не «вымирание», а «оптимизация численности». Тут у нас не вписавшиеся в рынок мешают развитию социальных программ, надо бы как-то их численность оптимизировать… Надо, надо… дустом-то не пробовали?
Высокие гости будут в полном восторге. С ними говорят на одном языке. Им показывают зримые примеры роста. Да и вообще… из окон евроизбы мир видится исключительно в позитивном свете. В конструктивном и перспективном. Осталось только стабилизировать. Кто у нас нестабильность-то сеет? Ванька? Чего тебе надо, Ванька? Корма, говоришь, дорогие, крыша худая, билет до города дорогой? Это голова у тебя, Вань, худая… все у вас, брат, хорошо. Вишь, изба какая? Были раньше такие избы? Не для тебя изба? А это потому что ты, Вань, дурак. А недвижимость у нас для умных.
На фоне
Но самое любопытное, что местное беднячество тоже может поверить. Главное что? Гулять в правильном месте. Заглядываться на все блестящее. Жить по принципу: «картошка не уродилась, зато фенечек завезли». Еще важно бескорыстие. Фонтан не мой, зато красивый фонтан. Не моя изба, зато там джакузи и жалюзи. И коньяк, наверное, в баре. Пяти сортов. Стало быть, хорошо живем. Ну а что лично зритель мало причастен к зримому великолепию… подсознательно он соглашается, что, наверное, сам дурак. Еще раз доказывая незлобивость русского населения.
Тактика построения «евроизб» с нареканием их главного аргумента роста работает в любом масштабе. В масштабах России «евроизбой», конечно, будет Москва. «Все столицы Восточной Европы уступили в энергетике Москве и стали провинцией», – пишет Виктор Ерофеев. Москва теперь – мировой город. Топ-менеджерам западных фирм, приезжающим в нее, полагается денежная надбавка «на дороговизну жизни». Вот оно как теперь. Каждый житель русской деревни Ложки или деревни Пешки вправе гордиться, что его столица-город-герой-Москва – одно из самых дорогих заведений в мире.
В масштабах края евроизбой, конечно, работает Красноярск. В масштабах Красноярска – его Центральный район. Эталонами измерения жизни рекомендовано считать оазисы ее бурного цветения. Хотя в процентном отношении они, мягко выражаясь, не доминируют. Доминируют дикие окраины. Любой сущностный анализ будет судить по тому, что доминирует. Но… аборигенам окраин анализ не предлагается. Предлагается добраться до центра и испытать законную гордость. Так что, если вы живете в деревне Ложки, судить о России вы обязаны по улице Тверской в городе Москве. И если вы живете в Николаевке, Черемушках или на улице Щорса, это неважно. Все эмоции от Красноярска надлежит получать на проспекте Мира.
Александр Силаев