На VI Межрегиональном театральном фестивале «Сибирский транзит» в Улан-Удэ Красноярский театр им. Пушкина представил премьеру прошлого сезона «Бывшие сестры» А. Васильева.
В спектакле заняты заслуженные артистки России Людмила Михненкова и Галина Саламатова. Работа «пушкинцев» вызвала интерес как у зрителей, так и у критиков. Однако же, наград нашим актрисам не досталось. Впрочем, призы за женские роли в Улан-Удэ почему-то вообще не присуждали.
В этом году странностей на «Сибирском транзите» было явно с избытком. Сами сроки его проведения сдвинулись на полгода – по традиции фестиваль должен был состояться еще весной. Видимо, все это время бурятские власти искали средства на проведение театрального форума. И, похоже, финансовые проблемы вообще ставят существование «Сибирского транзита» под угрозу – следующее место его проведения даже не было озвучено. Не меньшее недоумение у всех вызвала пестрая фестивальная афиша – при ее формировании впервые обошлись без экспертного отбора. В итоге каждый театр представил то, что хотел, а некоторые даже привезли не премьеры, а постановки трех-четырехлетней давности. Как, например, спектакль Омского академического театра драмы «Король умирает» Э. Ионеску. Отмеченный при этом за режиссуру и лучшую мужскую роль. Помимо данных номинаций, в Улан-Удэ также были награды за сценографию, спектакль-ансамбль, новацию, за честь и достоинство, специальные призы национальному театру и основателю фестиваля, директору Новосибирского театра «Красный факел» Александру Кулябину. Актерские награды, несмотря на то, что в фестивале приняло участие около 150 артистов, дали всего три. Мужские – за главную роль и роль второго плана, и дебют. На женские роли не было даже заготовок дипломов. Что называется, по-восточному…
Впрочем, как говорит ассистент режиссера в «Бывших сестрах» заслуженный артист России Эдуард Михненков, возможно, оно и к лучшему: «Если бы за работу в нашем спектакле наградили только одну актрису, это был бы нонсенс. По общему восприятию, красноярские артистки показали яркий, слаженный дуэт. И разделить, кто лучше, кто хуже, здесь никак не возможно».
Однако есть ли вообще основания полагать, что призы за женские роли, имейся они на фестивале, непременно достались бы нашим актрисам? Однозначно судить об этом не берусь – для таких выводов прежде не мешало бы посмотреть все спектакли «Сибирского транзита». Но критики оценили работу театра им. Пушкина весьма благосклонно. Как рассказывает Эдуард Михненков, на обсуждении после просмотра спектакля члены жюри в голос говорили о замечательной игре актрис и о заметной психологической школе. А председатель жюри, известный московский критик Ирина Мягкова заявила, что она вообще была очень рада вновь увидеть на сцене работу режиссера Владимира Портнова, и «Бывшие сестры» в его постановке стали для нее настоящим открытием: «Приятно следить за перипетиями пьесы, которая, равно как и ее автор, тебе не известна».
Как бы то ни было, поездку свою «пушкинцы» не считают напрасной. Тем более что участие в фестивале помогло им утвердиться в собственном восприятии этой пьесы.
«Пьеса Андрея Васильева несовершенна, что отмечают многие, – говорит Людмила Михненкова. – Но я не согласна, что это всего лишь кухонная история – смысл спектакля выходит за столь узкие рамки. Главная мысль, которую уловил режиссер – что, считаю, передается и зрителю, – почему мы друг друга не любим, зачем ссоримся? Обиды нагромождаются одна на другую и заслоняют в нас истинное. Наши героини в спектакле конфликтуют, но все равно это любовь. Такая вот странная – вопреки разнице в их мировоззрении и образовании…».
Галина Саламатова согласна со своей партнершей: «Посмотрите вокруг – сейчас, к сожалению, многие семьи так живут. Сосуществуют в своем исковерканном мире – и что прикажете с этим делать? Мне кажется, спектакль «Бывшие сестры» по-настоящему помогает взглянуть на проблему со стороны».
Замечу, что пьеса действительно вызывает множество нареканий. И работа режиссера в спектакле отнюдь не бесспорна. Например, непонятно решение образов сестер. Младшая, Ольга (Галина Саламатова), – по сюжету спившаяся опустившаяся бомжиха. Но на сцене мы видим женщину пусть в крикливом, вульгарном наряде, явно с чужого плеча, но не в лохмотьях. Да еще и с макияжем – где, интересно, Владимир Портнов видел таких бомжих? А старшая, Анна (Людмила Михненкова), которая, как по ходу действия выясняется, всю жизнь ненавидит все и вся, а в неудовлетворенности своей изначально винит сестру, неожиданно проникается к ней симпатией – как, отчего? Весь спектакль женщины словно на качелях – от ненависти их бросает в отчаянное ухарство, а потом неожиданно наступает катарсис… Как будто выговорили друг другу все свои прежние страхи и обиды и скинули с плеч многолетний груз. И все-таки спектакль цепляет, вопреки всем его несовершенствам. Но исключительно благодаря высокопрофессиональной игре этих замечательных актрис. Не уверена, что другие на их месте смогли бы одолеть несовершенство столь слабого материала.
Елена Коновалова