Госдума приняла поправки в закон об ОСАГО. Поправки начнут действовать в начале 2007 года. Дисциплинированным водителям страховка будет обходиться дешевле. Страховщики уверяют, что нововведение их разорит. Законотворцы называют свое детище более справедливым: все автовладельцы уравнены в правах.
Теперь каждому водителю, независимо от марки машины, года выпуска, будут доступны понижающие бонусы. Иными словами, если ездил безаварийно – получай скидку. Набрал штрафные очки – прибавку. Примечательно, что такой механизм сохраняется при смене автомобиля. Если раньше при покупке нового автомобиля автоматически терялись все скидки, то теперь они сохраняются. Страховая история привязана не к конкретному авто, а к его владельцу. Тем самым в законе начинает наконец-то действовать принцип экономической заинтересованности граждан в безаварийной езде. Раньше при смене авто даже злостный нарушитель становился чист. То есть никакой прямой заинтересованности, бьющей по кошельку.
Кроме того, в штрафниках окажутся лишь виновники аварии. Тот, кто попал в аварию не по своей вине, не будет вноситься в своеобразные «черные списки» и подвергаться «финансовым гонениям».
Косвенные дивиденды, которых законотворцы ожидают от участников движения, заключаются в повышении бдительности на дороге, соблюдении ПДД. Еще один гипотетический плюс – возможно, поправки подстегнут владельцев покупать больше машин. Хороших и более дорогих. Своеобразная поддержка автопрома. Ведь у нас же не только ВАЗы производятся. К отечественному производителю вполне можно отнести калужские «форды» и будущие питерские «тойоты».
Вместе с тем в Госдуме говорят, что это не единственные поправки в закон об ОСАГО. Документ будет совершенствоваться, по крайней мере, в течение ближайшего года.
Действительно, остались некоторые нестыковки. Законотворцы признают, что закон не изменил существующий ныне порядок взаимоотношений между страховыми компаниями и юридическими лицами. Хотя для того есть и вполне объективные причины. Если на одной машине ездят несколько человек, то застрахованным является именно юридическое лицо, которому принадлежит авто. Однако такая ситуация характерна для компаний малого или среднего бизнеса. Что же делать крупным транспортным предприятиям? Как уследить за «страховой судьбой» конкретного водителя здесь? Пока никак, признают специалисты. Дело в том, что в России пока нет точной и обширной базы по таким водителям. Если же персонифицировать каждого шофера в каждой автоколонне, то это обойдется слишком дорого для предприятий. И все же законотворцы надеются, что со временем этот шаг станет также возможным.
Большую часть плюсов простые водители почувствуют еще не скоро. Поправки еще не вступили в силу. Отсчет начинается через девяносто дней после опубликования в СМИ. Кроме того, стоит учитывать, что большая часть договоров действует в течение года. Значит, те, кто заключил со страховщиками договор после Нового года, будут жить по старым правилам еще в течение двенадцати месяцев.
Эксперты прогнозируют, что новые поправки грозят обернуться и новыми парадоксами. Почва для законных баталий благодатная. Так, если один владелец имеет несколько автомобилей, то по разным полисам у него разные показатели езды. На одном авто – безаварийный стаж, на другом – злостный нарушитель. Как высчитывать среднеарифметическое и высчитывать ли? Какой полис считать основным? Пока на этот вопрос не может ответить никто. А дело-то очень важное, потому как до сих пор непонятно, сколько такой владелец будет платить.
Страховщики считают данный закон не таким справедливым, как иные водители. Вспомним, что даже при старой редакции закона об ОСАГО от представителей компаний слышались стенания о потерях от подобного вида страхования. Теперь, после потери части штрафных санкций, эти возгласы возросли еще больше. И дело тут вовсе не в изменении механизма персонификации. Тут возникает вопрос цены.
По словам заместителя руководителя Росстрахнадзора по Сибирскому федеральному округу Николая Семенова, «убыточность страховых компаний приближается к критической точке». Семенов затрудняется спрогнозировать, каким образом новые поправки повлияют на финансовое состояние страховщиков. В особенности его высказывание касается региональных компаний. Так, если средняя убыточность от договоров по «автогражданке» составляет примерно 56%, то в Сибирском федеральном округе она равняется 70%. «Сибирский региональный рынок уже давно характеризуется высокой степенью убыточности именно на автомобильном поле», – добавляет Семенов. Естественно, что избавление от дополнительных финансовых бонусов не прибавит рентабельности по этому виду страхования. Семенов считает, что региональный коэффициент 1,3 слишком мал.
Некоторые страховщики уже напрямую говорят о повышении тарифов. Пока непонятно, каким образом будут компенсированы потери компаний, но в том, что попытки компенсации будут, уже никто не сомневается.
Марат Винский