В ролях: Робин Уильямс, Кристофер Уокен, Лора Лини, Джефф Голдблюм
Продолжительность – 108 м
Когда-то давно Барри Левинсон снял фильм «Плутовство» (также известный, как «Хвост виляет собакой») – политическую сатиру столь блестящую, что сама реальность вскоре начала повторять за ней. Неудивительно, что известие о том, что Левинсон снова возвращается в жанр с историей о ведущем политически-сатирического ток-шоу, смеха ради выдвинувшего свою кандидатуру на президентских выборах и неожиданно для всех выигравшего, было встречено с некоторым энтузиазмом. В рамках такой истории можно было отлично высказаться по нескольким темам сразу – тут тебе и политики, и система выборов, и вездесущие средства массовой информации, и много чего еще. Левинсон же поступил ровно наоборот – вместо острой и меткой сатиры «Человек года» вышел скорее этаким извинением за давнишнее «Плутовство».
Можно, конечно, предположить, что нам, всем тем, кто не является гражданином Соединенных Штатов Америки, смотреть этот фильм и не надо было. «Человек года» действительно похож на товар для сугубо внутреннего потребления – в конце концов, фигура президента, всегда бывшая натуральным фетишем американской поп-культуры, во всем остальном мире воспринимается с куда меньшим пиететом. К тому же некоторые реалии, играющие в фильме весьма важную роль, для нас попросту неактуальны – скажем, тот телевизионный формат, в котором работает герой Робина Уильямса, нам совершенно незнаком.
Попробуйте-ка представить себе программу на политические темы, которую ведёт комик-острослов, скорее Петросян, нежели Шендерович – и что программа эта дико популярна в народе. И вот такого-то персонажа американский народ в фильме выбирает в президенты. Действительно, русским зрителям, воспитанным на Жириновском и Шандыбине, трудно проникнуться остротой замысла.
Впрочем, тот факт, что американская критика тоже не в восторге от «Человека года», подсказывает, что проблема фильма немного в другом. Например, в том, что Левинсон пытается сделать гибрид политической комедии и параноидального триллера о коварстве всемогущих корпораций – вот только комедия у него совсем не смешная, а триллер ни капли не захватывающий. Из всего фильма запоминается только действительно мощная сцена теледебатов и шутка про игрушки с пищалками – всё остальное же кажется сущей нелепицей.
Даже сам Робин Уильямс большую часть фильма выглядит растерянным, словно никак не может понять, что ему нужно делать – то ли врубать на полную скорость свой комический талант, то ли сдержанно изображать романтического «своего парня». И пара действительно удачных комментариев Левинсона о состоянии современной политики, которые ему таки удалось ввернуть по ходу дела, теряют свою остроту из-за общей беспомощности фильма. Не кино, а сплошной бал упущенных возможностей. Как-то печально сознавать, что этот же режиссер снял «Плутовство» и «Человека дождя». Хотя с другой стороны, если на афише указывать, что это новый фильм автора «Сферы» и «Зависти», всё сразу встанет на свои места.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001