В середине августа российское правительство утвердило новый размер прожиточного минимума в стране, а он, как известно, является одним из главных объективных критериев оценки уровня жизни граждан в любом государстве. На сегодняшний день прожиточный минимум вырос на 4,4% и составляет 2137 рублей.
Тормоз социально-экономического развития
Но, несмотря на положительные тенденции, согласно статистическим данным, по-прежнему более 13 млн. российских граждан имеют денежные доходы ниже установленного уровня. То есть каждый третий работающий не может не только содержать семью, но даже прокормить себя. В результате практически 50% российских семей не могут нормально питаться, одеваться, оплачивать услуги ЖКХ, поправлять здоровье на курорте, и т.д.
Уже сейчас становится ясно, что ситуация в сфере оплаты труда фактически является не только тормозом социально-экономического развития страны, но и реальной угрозой национальной безопасности России. Без решения этой, на мой взгляд, ключевой проблемы экономический прорыв в России достаточно сомнителен.
Необходимо учитывать и тот факт, что Россия все больше интегрируется в глобальную экономику. В стране происходит постепенное выравнивание внутренних цен с мировыми (уже сейчас стоимость ряда российских продуктов питания находится на уровне зарубежных аналогов). Поэтому, если не принять срочные меры по повышению оплаты труда во всех сферах государства, уровень жизни большинства граждан в стране законсервируется у порога бедности или даже нищеты.
Это подтверждает и оценка ООН. Согласно методике данной организации, если человек получает 1 доллар США в час (в месяц 160 долларов), то он считается бедным, а меньше этой суммы – просто нищий. Таким образом, новый российский прожиточный минимум практически в два ниже уровня международного стандарта нищеты.
Тарифная политика
Общеизвестно, что в советский период размер заработной платы регулировался государством. Учитывалось множество факторов, в том числе отраслевые, географические и т.д. Это позволяло не допускать значительных перекосов в оплате труда наемных работников не только между отраслями, но и регионами страны.
Такой подход позволял стимулировать переток рабочей силы в Сибирь и на Дальний Восток. Сегодня же мы видим обратную картину. После того, как государство ушло из этой сферы регулирования, возникла проблема массовой миграции населения трудоспособного возраста из северных и восточных территорий страны, то есть наиболее богатых сырьевыми ресурсами. Это, в свою очередь, ведет к неравномерному распределению трудовых ресурсов по территории России, к концентрации излишней рабочей силы в одних регионах и нехватке ее в других.
Кроме районных диспропорций наблюдаются и отраслевые. Так, средняя заработная плата бюджетников (учителей, врачей и т.д.) отличается от зарплаты газовиков, нефтяников, энергетиков практически в 10-12 раз. Более того, средний минимальный часовой тариф (при установленном минимальном размере оплаты труда в 450 рублей) в России составляет всего 0,05 американских долларов.
В то же время в развитых странах мира имеются достаточно жесткие методики определения стоимости рабочей силы среди различных групп наемных работников. Например, в США часовая оплата труда рабочего низкой квалификации не может быть ниже 6 долларов, у инженера – 6-35, а научного сотрудника до 150. И если работодатель платит меньше данного тарифа, то государство преследует его в судебном порядке.
Вот и получается, что во всем цивилизованном мире зарплата составляет до 70% ВВП, а в России всего около 45%. Поэтому из-за нищенской оплаты труда квалифицированные специалисты уезжали и уезжают из страны. Так, только по грантам фонда Сороса из России за годы реформ уехало более 200 тыс. научно-технической работников. А ведь государство потратило значительные ресурсы на их обучение. Например, если затраты подсчитывать по методике того же ООН, то стоимость подготовки к труду квалифицированного инженерно-технического работника оценивается в 600 тыс. долларов, а научно-технического персонала - 800 тыс. долларов.
А это значит, что наша страна отдала развитым иностранным государствам капитал в размере не менее 160 млрд. долларов США. Но следует отметить, что кроме ученых уехали около 2 млн. инженерно-технических работников, это подарок еще на 1,2 триллиона долларов США. В совокупности данные потери несопоставимы даже с продажей природных ресурсов, которыми мы так гордимся.
Государство должно защищать свои интересы с помощью жесткого регулирования в трудовой сфере. Да если бы у нас платили такой же установленный минимум, как в США, то никто, конечно, не поехал бы искать счастья на чужбину.
Демографическая проблема
Из-за низких доходов населения страдает в первую очередь главная социальная ячейка общества – семья. Тяжелая социально-экономическая петля легла на ее шею. Если в 1980 году на питание расходовалось 20% денежных доходов среднестатистической семьи, а остальное шло на приобретение вещей длительного пользования, на учебу, отдых и т.д., то после 1991 года - уже свыше 80% доходов семьи, где все взрослые работают и получают зарплату, а старики – пенсию, тратится на еду. А в семье “бюджетника” сейчас практически все 100% доходов уходят на питание.
Это перераспределение расходной части семейного бюджета не могло не сказаться и на рождаемости. Так, например, в 2000 году детей родилось в 1,6 раза меньше, чем в 1990 году. И это сокращение произошло, несмотря на существенное увеличение репродуктивных контингентов. Ведь только в период 1994-1999 годов численность лиц в возрасте 18-25 лет увеличилась на 1,4 млн. человек. Кроме того, в 2000 году по сравнению с 1990 годом, общий коэффициент брачности снизился почти на 35%. Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брачных отношений. В результате, как факт, распространение добрачных сожительств и не оформленных юридически браков. Сегодня каждый четвертый ребенок рождается вне брака.
Фактически мы наблюдаем разрушение того фундамента, на котором стоит любое государство – семьи. Это очень тревожные тенденции, и с ними необходимо бороться.
«Конкурентные» преимущества
Как ни парадоксально, но в нашей стране ряд ведущих отечественных экономистов оправдывает политику низкой заработной платы среди наемных работников. Они утверждают, что, с одной стороны, дешевая рабочая сила является своего рода конкурентным преимуществом российской промышленности. С другой стороны, по их мнению, низкий уровень оплаты труда является одним из механизмов, сдерживающих инфляционные процессы в стране.
Да, действительно, в России в себестоимости продукции оплата труда составляет в среднем 15,6% (в промышленности – 13,6%). В странах Западной Европы данный показатель превышает 40-45%. Но устаревшие производственные технологии и оборудование сводят данное преимущество к нулю. Кроме того, это приводит к низкому покупательскому спросу в стране. Население меньше покупает, а, соответственно, у предприятий падает спрос на выпускаемую ими продукцию.
Что касается инфляционных процессов, возможных из-за высокой заработной платы, то сей тезис также не выдерживает критики. Государство в настоящее время проводит ряд реформ, которые невозможны без высоких доходов населения. И это, в первую очередь, относится к ЖКХ, пенсионному обеспечению, образованию и здравоохранению. Именно эти сферы станут своего рода поглотителем денежных излишков.
Кроме того, если у населения в процессе реформ не будет хвать денег, то граждан ожидает широкомасштабная бедность, нищенская старость, необразованность и плохое здоровье.
В результате произойдет рост социальной напряженности и скрытое противостояние всем реформаторским действиям государства. Все это может привести к очень печальным последствиям для нашей многострадальной России.
Виктор Прохоров