В представлении красноярцев театр кукол вряд ли ассоциируется с серьезной драматургией. Местный кукольный давно приучил всех, что большая часть его репертуара рассчитана только на детей.
А многие, возможно, и не представляют, что с помощью кукол можно показать, например, произведения Достоевского. Минский независимый театр «Люди и куклы» опровергает подобные стереотипы. Белорусские артисты представили красноярской публике премьеру своего нового спектакля по Беккету «Первая любовь».
В афише обозначено: только для взрослых. Впрочем, ничего крамольного – в постановке художественного руководителя минского театра Валентины Карташовой нет ни стриптиза, ни эротических сцен. Ограничение условное: по мнению режиссера, подростки еще не готовы воспринимать подобный материал.
– Каждый человек должен прожить свою жизнь, не надо ему преждевременно навязывать то, что он еще не в состоянии осмыслить, – считает Карташова. – В спектакле представлена, по сути, вся жизнь человека – вспоминая прошлое, он открывает для себя то, что когда-то прошло мимо него. Стоит ли загружать ребенка столь серьезным уровнем проблем? И потом, у Беккета много всяких словечек вроде «а не трахнуть ли ее?». Взрослый человек может вообще не обратить на них внимания – он поймет, что за нарочитой грубостью стоит что-то другое, что происходит с героем. Подросткам такая лексика будет попадать в уши быстрее, потому что, к сожалению, для них она сегодня привычнее. Нам не хотелось бы сражаться с залом, доказывать – не слушайте слова Беккета, а следите за переживаниями артиста.
В постановке занят один актер, Андрей Калеников. Его партнерша – кукла, отождествляющая для его героя первую и единственную любовь, образ, сплетенный из воспоминаний. Актер играет человека неуравновешенного и закомплексованного. Его герой вызывает у публики самые противоречивые чувства – иронию, недоумение, а то и раздражение. Но к финалу этот недотепа, «лишний человек» пробуждает незаметное сочувствие. Как будто память всколыхнулась, обнажив в душе след чего-то давно безвозвратно утраченного… Как говорит Андрей Калеников, он играет человека, который по-настоящему любил. И осознав трагедию потери своей любви, не может с ней примириться.
По словам Валентины Карташовой, подобный материал абсолютно вписывается в эстетику ее театра. В его репертуаре есть и детские, и взрослые спектакли. Последние в основном поставлены по классике – Чехов, Достоевский, Акутагава… И принцип подбора авторов – по комплексу обстоятельств: чем глубже возможности проживания материала через куклу, чем неожиданнее будет в нем ее функция, тем этот материал интереснее – как самим актерам, так и публике. Кстати, артисты в труппе владеют любыми куклами. И никаких повторов – к каждому спектаклю непременно берется какой-то новый тип куклы.
Такое направление очень созвучно эстетике нашего близкого соседа – абаканского театра «Сказка». Что признает и сама Валентина Карташова – с главным режиссером «Сказки» Евгением Ибрагимовым они давние друзья и единомышленники. Сейчас минчане пытаются обосноваться в России: как говорит их руководитель, хотя «Люди и куклы» – труппа независимая и полностью самоокупаемая, обстановка в Белоруссии сейчас неблагоприятна для театра:
– Регимантаса Адойматиса на одном из фестивалей в Литве спросили, что он знает о белорусском театре. Он ответил: «Мне очень жаль, но я ничего о нем не знаю. Считаю, что ваш театр закрыт для общения». Это его мнение. Думаю, в чем-то он прав. Поэтому мы, наконец, решились перебраться в Россию, надеемся стать муниципальным театром. И сейчас у нас на выбор три города – Новосибирск, Санкт-Петербург и Красноярск. Так что, возможно, мы скоро станем здесь своими.
Елена Коновалова
фото Андрея Петрова