В ролях: Джоэл Эджертон, Чивител Иджиофор, Сара-Джейн Поттс, Ник Фрост
Продолжительность – 107 м
Фестиваль «Новое британское кино» уже который год успешно бороздит просторы нашей страны – и, судя по тем полным залам, что стабильно собираются посмотреть привезённые им фильмы, его организаторы что-то делают правильно. И дело здесь, думается, вот в чём – несмотря на отсутствие в программе широко раскрученных фильмов и то, что словечко «новое» в названии слегка приукрашивает действительность, фестиваль каждый год снабжает нас подтверждениями того, что английское кино по-прежнему живёт и процветает.
В этом плане выбор фильма, открывающего фестиваль, был как нельзя кстати. «Обувную фабрику», быть может, не назвать самым ярким и выдающимся фильмом фестиваля – но зато в ней есть другое, возможно, более важное качество, благодаря которому она стала идеальным вариантом для открытия такого фестиваля. Есть в ней какая-то квинтэссенция киношной «английскости», сам дух современного английского кино. Та свойственная англичанам лёгкая, ироничная интонация, за которой скрываются довольно-таки серьёзные вещи, представлена в «Фабрике» просто блестяще – несмотря на общую комичность происходящего, в фильме отчетливо виден стоицизм англичан, как нации. И здесь можно разглядеть ещё один весьма интересный аспект фестиваля – он демонстрирует нам портрет не только национального кинематографа, но и самой нации, представленной в этих фильмах.
С одной стороны, кино вроде «Обувной фабрики» в Англии снимают пачками. Мытарства юного Чарли Прайса, пытающегося довольно нестандартным способом сохранить фамильную обувную фабрику на плаву, до крайности похожи на похождения одной английской старушки, разбиравшейся с долгами своего покойного мужа с помощью выращивания марихуаны («Спасите Грейс») или злоключения пожилых леди, решивших для сбора средств на новую больницу сняться в календаре обнаженными («Девушки с календаря»). Но, с другой стороны, чтобы возражать против этого кино, надо быть, наверное, человеком совсем уж без сердца. Оно может показаться предсказуемым – и пускай; его очарование не столько в сюжете, сколько в людях, деталях, диалогах. В том, как уморительно смотрится здоровенный негр Иджиофор в роли вызывающе экстравагантного трансвестита, какие взгляды кидают на него простые английские работяги с севера, как деликатно развивается центральная романтическая линия фильма. То есть, с самого начала финал фильма действительно очевиден – но всё равно этот финал кажется не предсказуемым, а закономерным. Правильным, важным и жизнеутверждающим, что ли. Особенно если вспомнить о том, что фильм основан на реальных событиях – ведь реальным прототипам этой истории финал их затеи не казался заранее известным, как нам.
Конечно, в идеале хотелось бы написать обо всех фильмах фестиваля – что, увы, осуществить на практике невозможно. Зато ещё есть время сделать небольшие анонсы тех фильмов, которые будут демонстрироваться в программе фестиваля в течение недели. Я бы настоятельно рекомендовал посетить фильм «Wah Wah», режиссерский дебют прекрасного английского актера Ричарда И. Гранта, основанный отчасти на его собственной биографии. Если Грант-режиссёр хотя бы вполовину столь же талантлив, сколь и Грант-актёр, то фильм этот должен быть весьма неплохим. Плюс к тому в фильме подобрался блестящий актерский состав – Гэбриел Бирн, Миранда Ричардсон, Эмили Уотсон, Джули Уолтерс. Довольно многообещающе выглядит и фильм «Братья по року», снятый в стилистике псевдо-документального кино – история про сиамских близнецов, сколотивших в 70-х собственную панк-группу, разумеется, вымышленная.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик - (3912) 529-949