Canal+/Fidelite Productions/Gimages 5/Alquimia Cinema S.A., 2002
Есть такая работа: бороться со злом. Европейскую красноголовую "баффи" зовут Мэлори, она носит красные перчатки с буковками, и когда кладет руки на руль, заглядывающий со стороны лобового стекла зритель видит жизнеутверждающий девиз Мэлори: "Fuck evil". Наши прокатчики остроумно перевели это как: "В жопу зло!", сделали сей славный девиз официальным рекламным слоганом фильма, а сам фильм не менее остроумно обозвали комедией-пародией на ужасы. Удачный ход. Этим и заманили. Помнится, на тридцатой минуте фильма, когда от смеха прямо-таки скулы сводило, я вспоминал остроумных прокатчиков с особой любовью...
Это не комедия. Сдавайте билеты, кто нацелился на фильм в надежде поржать и порубать попкорна. Это тот редкий случай, когда если б не "священный долг" и "товарищ "надо", даже я, ки-но-ма-нище, без особых угрызений совести, так сказать, послал бы в жопу "Кровавую Мэлори" (тягаюсь остроумием с прокатчиками), так и не узнав, спасет она мир или нет. (Надо сказать, что многие зрители так и сделали). Прокатчики опять все перепутали, это не комедия-пародия на ужасы, это глумливый кровавый ужастик, трэш-хорор с (по идее) ироничной подачей. Разница? В первом случае определяющее слово "комедия", во втором - "ужасы". В итоге у зрителя налицо конфликт между ожидаемым и действительным. Никаких легкочитаемых шуток-пародий на известные фильмы здесь не будет, более того, в наличие лишь идиотский сюжет, дешевенькие спецэффекты и ноль динамизма. Полтора часа тянутся, как целых три. Может, первоначально задумка и была стоящей, но получилось незашибись. Режиссер, он же и сценарист, француз Жульен Манья признался, что писал сценарий с оглядкой на бюджет ("было напряженно писать, потому что мы все время спрашивали себя, сколько это может стоить"), да и вообще история появления на свет "Кровавой Мэлори" из его уст смотрится тоскливенько: "Студия Фиделите была готова продюсировать мой первый фильм, но ей не нравился конец, поэтому меня попросили придумать что-нибудь другое. Я предложил им идеи пяти-шести разных фильмов, пока, наконец, мы не сошлись на "Кровавой Мэлори". Синопсис понравился, и мне предложили написать сценарий". Можно сказать, творчество бьет ключом, ну чисто булгаковское "Воспаление мозгов".*
Итак, что мы имеем: активную красноволосую Мэлори, похожую на Тину Канделаки и говорящую голосом Тутты Ларсен (надо сказать, особых успехов Тутта на новом поприще не достигла), синеволосого трансвестита Полую Вену убийственной худобы в убийственных шортиках, говорящего голосом Сергея Зверева (у стилиста с озвучкой получилось куда лучше) и маленькую миленькую немую девочку-волшебницу по прозвищу "Трещотка Тина". Это команда истребительниц зла. По ходу дела к этой колоритной женской компании присоединяются мужчины, но понятно, что они здесь на вторых ролях. В начале фильма некие таинственные злодеи похищают Римского Папу, и команда под руководством Мэлори получает официальное задание найти пропажу. Весь фильм девочки будут разыскивать не вызывающего симпатий Папу, нещадно лупя монстров, которые попадаются им на пути. Потом Папу отловят, но окажется, что он и есть главный злодей, который хочет - ни много, ни мало - извести под корень весь род человеческий. Мэлори быстро подавит его интеллектом. Тут и сказке конец.
Жульен Манья, который режиссер-сценарист, в свое время пересмотрел японских мультиков, поэтому всё у него получились неестественно ярким (это не мои домыслы, он сам признался). Впрочем "неестественность" здесь скорее плюс, сочные краски и громоздкий грим на самом деле более чем уместен в выбранном жанре, но с сюжетом, с диалогами, с соотношением юмора и серьезности режиссер, мягко говоря, недодумал, чем и провалил всю затею. Первый час (из общих полутора) фильм неимоверно скучен и неимоверно утомителен своей неуместной серьезностью. К концу действо вроде как немного оживает, и терпеливому зрителю, смирившемуся с тем, что это не комедия-пародия и адаптировавшемуся к жанру "Мэлори" даже перепадет несколько удачных шуток. Эстетически красивой, хоть, на мой взгляд, и ни к месту, будет финальная сцена на кладбище, когда Мэлори-победительница придет на могилу мужа-демона с благодарностью (в свое время она зарубила его топором, после смерти они оказались связаны согласно рамкам некого кодекса темных сил, и Мэлори понуждала зарубленного к сотрудничеству). Будет прощение, любовь в глазах, разлука с надеждой на встречу, и как-то плавно окажется, что вокруг все черно-белое, и лишь волосы Мэлори, её губы и роза - кроваво-красные. И музыка будет такая жалобная-жалобная... Просто, но красиво. Да, ещё из плюсов: музыку к этому фильму написал японец Кенджи Каваи ("Звонок", "Темные воды") ...но ситуацию это все равно не спасло.
-----*"Воспаление мозгов" - рассказ М. Булгакова о тяжелых буднях "писателей"; смешной, один из моих любимых, кстати.
Максим Потемкин