Главная
>
Статьи
>
Сергей Феоктистов: «В деле с Добровольской ничего личного!»

Сергей Феоктистов: «В деле с Добровольской ничего личного!»

09.01.2007
0

Прокурор Красноярского края


Сергей Феоктистов

С первого дня вступления Сергея Феоктистова в должность прокурора края журналист газеты «Вечерний Красноярск» вел с ним переговоры об интервью. Прошло три месяца, интервью состоялось, как состоялось объединение прокуратур Эвенкии и Таймыра в рамках краевого ведомства. За это же время 38-летний старший советник юстиции перестал быть самым молодым прокурором России. И очень удивился, что был им:

Никогда не думал об этом. Но, вообще, надо в управлении кадров спросить. Знаю, что сейчас состоялись назначения моих ровесников на такие же должности. Кстати, новый прокурор Мурманской области тоже молод.

В Генеральной прокуратуре установка такая?

Дело не в возрасте. Время, полагаю, требует руководителей нового типа. Раньше это, как правило, был убеленный сединами партиец, на которого работал авторитет целой партии. Сейчас прокурор – фигура самостоятельная, человек вне партий и политики, свободный от прежних стереотипов.

Ну, во всяком случае, должен быть таковым.

Нынче не проходят ссылки на авторитеты – кто бы это ни был. Авторитет для прокурора один – интересы государства и общества, права граждан.

Но правосудие многим гражданам сегодня не по карману. Стоимость судебных расходов и услуг адвоката делают его недоступным для большинства. Это притом, что по каждому, самому пустяковому поводу решать дело надо именно в суде.

Это произошло три года назад после вступления в силу нового гражданско-процессуального кодекса, который по существу утвердил известный принцип «Кто хочет осуществить право, тот должен сам заботиться об этом». Позаботиться о себе может далеко не каждый. А полномочия прокурора по судебной защите граждан очень ограничены, поскольку рассматриваются законодателем не иначе как посягательство на принципы равенства и состязательности сторон.

Прокурор имеет право выступить в суде в защиту только в интересах недееспособного лица и в случае, если гражданин по возрасту, состоянию здоровья и иным уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд.

Однако можно привести примеры, когда в исках отказывали 60–70-летним старикам и инвалидам.

Дело в том, что существующий закон не раскрывает понятий «возраст», «состояние здоровья» и «уважительные причины». Все эти категории оцениваются исключительно судом. Он не рассматривает в качестве уважительных причин низкий доход человека, невозможность оплатить госпошлину и услуги адвоката, наличие несовершеннолетних детей и других иждивенцев в семье, служебную зависимость работника от работодателя, если речь идет о трудовых спорах, юридическую безграмотность гражданина.

Получается, что законодатель, разрушив старые правовые механизмы, которые обеспечивали защиту в суде тем же пенсионерам, инвалидам, безработным, новых не создал.

Надо менять действующее законодательство, иначе правосудие доступным для всех граждан сделать невозможно. Но и в этих условиях мы делаем все, чтобы помочь самым незащищенным гражданам отстоять свои права. В этом году прокуратура в интересах таких граждан подала в суд более 10 тысяч исков. Мы могли бы сделать больше, если бы прокурору вернули прежние полномочия.

Отцы и дети

Летом этого года в недрах прокуратуры произошли серьезные структурные изменения. Создан отдел по борьбе с коррупцией, где даже выделили специальное направление работы – надзор за исполнением бюджетного законодательства.

Мы сейчас тоже этим занимаемся. В структуре отдела по надзору за исполнением федерального законодательства будут выделены постоянно действующие группы, которые займутся надзором за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе, а также других законов, которые серьезно ограничивают чиновников в совершении коррупционных действий.

Закон недвусмысленно гласит, что чиновнику на государственной службе категорически противопоказано заниматься предпринимательством. Но ведь занимаются – через подставных лиц, переписывая бизнес на родственников, используя служебное положение.

Буквально сейчас к уголовной ответственности привлекается председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Березовского района Зырянов, который, пользуясь служебными полномочиями, продал по заниженной цене муниципальный продовольственный магазин. В состав учредителей магазина входила его дочь. Бюджет Березовского района в результате сделки потерял почти два миллиона рублей.

В Березовке – председатель КУМИ и дочь. В Ачинске – мэр и сын.

Бывший мэр. В отношении Ачкасова-младшего судебные слушанья еще продолжаются. Сам Ачкасов сейчас обжалует приговор суда о лишении его права занимать руководящие должности в органах власти и управления.

Попадаются на мелочах

Сколько вообще прокуратурой края в этом году возбуждалось уголовных дел по фактам злоупотребления чиновников своими должностными полномочиями, нецелевого использования бюджетных средств, получения взяток?

Готов назвать цифру за 10 месяцев – таких дел 210. В этом списке фигурировали не только главы администраций, депутаты органов местного самоуправления, но и судебные приставы, врачи, работники образования, сотрудники органов внутренних дел. И сейчас в нашем производстве находятся дела по фактам мошенничества инспекторов ГИБДД против страховых компаний. В состав двух организованных групп, которые занимались оформлением ложных фактов ДТП, в общей сложности входило 19 человек.

Должен заметить, что выявление таких преступлений – это, как правило, результат совместной работы прокуратуры, ФСБ и ГУВД края.

Назовите взятку года. Вообще размеры взяток, которые берут наши чиновники за различные услуги.

Я не знаю аппетитов конкретных лиц, разумеется. Но государственный инспектор Федеральной службы природопользования по Красноярскому краю Долматов попался, к примеру, на взятке в 350 тысяч рублей. За эти деньги он должен был составить положительное заключение в пользу строительной компании, закрыв глаза на выявленные ранее факты нарушения природоохранного законодательства при строительстве базы отдыха в поселке Усть-Мана. Но чаще взяточники попадаются на мелочи.

Как, например, военный комиссар Северо-Енисейского района Щербинин?

Речь идет о 10 тысячах рублей, которые он получил за выдачу военного билета без указания в нем сведений о заболевании.

Известно, что в самой Генеральной прокуратуре с приходом Юрия Чайки произошла серьезная чистка рядов. Семнадцать человек, в том числе и при серьезных должностях, лишились своих постов по дискредитирующим основаниям.

Действительно, с должностей было снято много сотрудников. Генеральный прокурор проводит жесткую линию в том, что называется чистотой рядов.

Раз уж мы с вами заговорили о чистоте рядов: буквально на днях стало известно об отстранении от должностей двух следователей Минусинской районной прокуратуры за торговлю спиртом, который должен был по решению суда уничтожен как вещественное доказательство.

Давайте в интересах следствия не будем пока называть фамилий. А факт такой был. К величайшему сожалению и даже стыду. 14 декабря в отношении этих лиц возбуждено уголовное дело. Сейчас в Минусинске находится следователь по особо важным делам краевой прокуратуры.

По неофициальной информации, следователи и заведующая канцелярией, которая уже успела уволиться, продали 660 литров спиртосодержащей жидкости.

Речь идет пока о ненадлежащем хранении вещественных доказательств. Но это не те две железнодорожные цистерны, о которых поспешили сообщить журналисты из Хакасии. Заведующая канцелярией уволена, сотрудники прокуратуры отстранены от занимаемых должностей.

Вызывали уже минусинского прокурора Бекмурада Хатамова на ковер?

Конечно. Он получил выговор, несмотря на то что все случилось в его отсутствие: прокурор был в отпуске. Сейчас проводится служебная проверка. Говорю это для того, чтобы все понимали: чистота наших рядов для меня – не пустые слова. В этом смысле я – человек категоричный.

Тест для прокурора

Для противодействия коррупции внутри прокуратуры предполагается ввести новый порядок назначения на должности прокуроров и следователей. Появились какие-то дополнительные критерии отбора кандидатов?

Сегодня мало иметь только высшее юридическое образование. Кандидат будет обязан пройти самый тщательный отбор, в том числе и с помощью тестов, разработанных, кстати, соответствующим научным институтом. Диапазон вопросов очень широк. По ответам на них можно судить о многих вещах. К примеру, корыстен ли человек, имеет ли склонность к стяжательству.

Неужели тест это определяет?

Он, безусловно, носит рекомендательный характер. Но, поверьте, раскрывает кандидата со всех сторон. В том числе и его устойчивость к стрессам, и к чрезмерным нагрузкам. По итогам тестирования делается заключение о профессиональной пригодности человека по четырем группам. Он может быть идеальным кандидатом или очень способным. Отнесенных в третью группу мы берем на работу в прокуратуры тех районов, где нагрузка невелика, – с определенными условиями и обязательным контролем в первое время их службы. Попавших в последнюю, четвертую, группу мы не рассматриваем вообще. И решение это не обсуждается. Хотя даем кандидату шанс пройти тест повторно.

Вы – идеальный кандидат?

Сказать, что ты – идеальный, значит поставить точку в своем профессиональном развитии. Я этого никогда не сделаю.

Кстати, с тех пор как вы стали прокурором Красноярского края, Сергей Валерьевич, ваши нагрузки увеличились?

Жаловаться не в моих правилах. У меня пока двое из пяти положенных заместителей. Так что раньше девяти вечера последние три месяца домой не ухожу. В субботу, как правило, тоже работаю. И только воскресенье оставляю, чтобы для души что-то почитать.

И чего душа требует?

Я неудачно пошутил. Времени хватает только на специальную юридическую литературу и прессу. Обязательно читаю «Российскую газету» и все красноярские издания, в том числе и желтые.

«Журналистов никогда не избегал»

У нас есть желтая пресса?

С моей точки зрения – да. Меня не интересуют похождения местных знаменитостей. Но иногда именно на страницах таких газет обнаруживаю информацию, которая потом становится поводом для прокурорской проверки со всеми вытекающими последствиями.

То есть пресса в работе помогает?

Безусловно.

А я слышала, что вы журналистов не жалуете.

Никогда не избегал встреч с вами. Готов ответить на любой, даже нелицеприятный, вопрос, если он волнует журналистов. Нетрудно заметить, что в новостийных выпусках местных телевизионных каналов ежедневно идет информация, предоставленная именно прокуратурой. Другое дело, что мы в силу статуса не считаем возможным вступать в полемику. И уж тем более не реагируем на эмоциональные выпады против нас на страницах тех же газет.

С вашим приходом связано возбуждение уголовного дела против Марины Добровольской.

Но мало кто знает, что оно еще даже не было возбуждено, а с экранов телевизоров и в газетах уже звучали обвинения в адрес прокуратуры. О том, что заканчивается эпоха свободной журналистики, вводится цензура. Я понимаю, что деятельность прокуратуры может не нравиться. Особенно, когда речь идет об ответственности за нарушение закона.

Тут, наверное, дело в другом. Деятельность прокуратуры, часто не без основания, подвергается критике. Это – разные вещи.

Но какое это имеет отношение к Добровольской? Она нарушила требование закона о невмешательстве в частную жизнь. Вынесла на всеобщее обсуждение жизнь ребенка. Назвала фамилию. Зачем? Прокуратура отреагировала на это, появился материал. Материалу был дан законный ход. И все. Кстати, отреагировала и Росохранкультура, которая вынесла предупреждение ТВК и Первому каналу за показ программы. Каналы пытались оспорить это решение в Арбитражном суде Москвы. Но нарушения были настолько очевидны, что суд предупреждение оставил в силе.

Словом, в этом деле ничего личного?

Поверьте, прокуратуре есть чем заняться, кроме Добровольской. Что касается меня лично, мне импонирует ее талант журналиста, умение привлечь внимание общества к самым злободневным проблемам. Она очень ярко это делает. Но ведь никто не освобождал ее от необходимости соблюдать при этом установленную законом процедуру сбора и распространения информации.

Если я не ошибаюсь, дел по 137-й статье – нарушение порядка распространения информации в отношении частной жизни лица – в России до сих пор не возбуждалось.

Почему? Такие прецеденты в России есть.

Уже прозвучало, что Добровольскую могут лишить права заниматься журналистской деятельностью.

Уверяю вас, если и прозвучало, то не из стен прокуратуры. Еще не проведено расследование, не было суда и не вынесен приговор. А до сей поры – все это безосновательно.

Спасли аукцион

Сразу же после вступления в должность вы заявляли, что разберетесь с использованием административного ресурса на выборах.

Я помню свое заявление. Административный ресурс – серьезное основание для прокурорского реагирования. Другое дело, доказать это очень трудно. Мы ведь обязаны опираться только на факты, а не на слухи.

Установление их – слишком сложная задача? Или все-таки выполнимая?

Чтобы говорить о применении административного ресурса, нужно доказать, что использование должностным лицом своих полномочий повлияло на исход выборов. Прокуратурой таких фактов пока не установлено.

А что это за история, когда по вине чиновников краевого Россельхознадзора чуть было не сорвался международный пушной аукцион в Петербурге?

В прошлый сезон инспекторы Россельхознадзора вдруг стали требовать от заготовителей, которые осуществляли перевозку и отправку пушнины, документы, подтверждающие законность… добычи животных, а не законность приобретения шкурок. Скажите, где заготовитель должен брать такие бумаги? А при их отсутствии шкурки просто изымались. Требования были незаконными, и возмущенные заготовители прекратили отправку сырья.

В результате под угрозой срыва оказались поставки партии соболей стоимостью около 90 миллионов рублей на международный аукцион в Санкт-Петербурге, который вряд ли состоялся бы, если бы вовремя не вмешалась прокуратура. Пришлось руководителю Управления Федеральной службы по ветеринарному надзору по Красноярскому краю объявлять предостережение о недопустимости таких нарушений.

Сергей Валерьевич, а что, закон не предполагает более жесткой ответственности? Вот и за задержки зарплаты у нас руководителей все больше административно наказывают.

Зарплата – другое дело. Именно жесткая позиция прокуратуры позволила переломить в крае эту ситуацию. Если в апреле 2004 года долг по зарплате составлял 740 миллионов рублей, то сегодня – 110 миллионов. И добились мы результата, в том числе потому, что стали применять против руководителей меры уголовной ответственности. Заработала статья 145 (ч.1) Уголовного кодекса, и положение изменилось. Первой ласточкой стал руководитель из Зеленогорска, который получил два года колонии-поселения. Самый свежий пример – дисквалификация сроком на год генерального директора Красноярского завода комбайнов Кравченко, где размер долга по зарплате колебался от 23 до 40 миллионов рублей.

Такую же меру пришлось применить и против руководителя «Медтехники» Фоломеева. Размер задолженности по зарплате в течение года здесь варьировался от 860 тысяч до 2,6 миллиона рублей.

Милиция в списке не значится

В Америке только что опубликован рейтинг профессий, обладатели которых демонстрируют высокий уровень честности.

И кто на первом месте?

Медсестры. Замыкают список полицейские.

Ну, судя по нашей статистике возбуждения уголовных дел, для нас это тоже актуально. Выводить на чистую воду сотрудников милиции, пытающихся укрывать преступления от учета, – сегодня принципиальная позиция руководства ГУВД края.

Ваш предшественник Виктор Гринь интересуется делами в Красноярском крае?

Конечно. Он курирует вопросы расследования уголовных дел. Мы постоянно ощущаем его внимание, исходящее уже с другого уровня.

Кстати, вы оба из Омска. Говорят, что вы – родственники.

До меня тоже доходили такие слухи. Это не так. Понимаю, почему. 38 лет, и уже прокурор Красноярского края. С чего бы это? Но мы не родственники. Надеюсь, своим ответом я не оставил почвы для недомолвок и пересудов.

Чем будете заниматься в свободное время, когда у вас появятся все пять заместителей?

Очень люблю горные лыжи и прилично на них катаюсь. Но когда это будет? Надеюсь, во время отпуска.

Саша Романова, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать