В ролях: Карл Урбан, Клэнси Браун, Мун Бладгуд, Рассел Минс, Ральф Мёллер
Продолжительность – 105 м
Неплохой повод почувствовать что-то вроде национальной гордости – во всём мире широкий прокат фильма «Следопыт» по невыясненным причинам отложили до апреля (а то и позже), а у нас он уже вовсю крутится по всей стране! В принципе, случай это не уникальный – скажем, фильм «Из ада» с Джонни Деппом вышел у нас примерно на полгода раньше, чем во всём остальном мире, а «Страна приливов» Терри Гиллиама и вовсе шла в кинотеатрах только в России. Короче, мы круче!
Хотя стоит ли относиться к «Следопыту» как к несомненному подарку судьбы – вопрос спорный. На общем фоне невменяемых новогодних премьер он, безусловно, почти король – но есть подозрение, что сам по себе, вне сложившейся на данный момент конкуренции, он будет выглядеть не особо удачно. С другой стороны, «Следопыту» при любом раскладе стесняться нечего – это кино прямолинейное и кристально честное, простое, но эффективное, как крепко сколоченная ухватистым мастером табуретка. Постановщик «Следопыта» Маркус Ниспел, бывший клипмейкер, дебютировавший в большом кино римейком «Резни бензопилой в Техасе», не намерен дурить зрителю голову высокими концепциями. Его задача проще – рассказать простую мальчишескую историю про то, что «один в поле воин» и параллельно показать смачную махачку на мечах. Конфликт фильма выписан предельно лаконично – «наши», то есть индейцы, отличаются идиллическим миролюбием, но в случае необходимости вполне могут дать сдачи. Викинги же выглядят жуткими и свирепыми злыднями, словно сошедшими с картинок какого-нибудь безумного иллюстратора для книжки про очередного Конана-Варвара, и убивают без жалости направо и налево – настоящие подонки, короче. И вот между этими фронтами встаёт герой, как бы застрявший между двумя противоборствующими сторонами – викинг по крови, но индеец по воспитанию.
Хотя справедливости ради отметим, что вопрос выбора стороны для героя был решён невероятно быстро – и с такой уверенностью в его правильности, будто педагоги всего мира не ведут до сих пор споры о том, что имеет большее значения для воспитания личности, наследственность или среда.
Конечно, с точки зрения вечности весь этот «Следопыт» – сущая ерунда, всего лишь ещё одно кино, лихо пренебрегающее логикой и исторической правдой ради какого-то высшего развлекательного идеала. Но, чёрт возьми, в простоте и немудрёности «Следопыта» есть что-то весьма освежающее. Ниспел точно знает, что нужно делать и как – схватки зачастую выглядят довольно впечатляюще, а мирное время показано с достаточной степенью заинтересованности материалом, чтобы скрыть ходульность сюжета.
Ну и общая мрачная атмосфера выдержана очень грамотно – в «Следопыте» нет, кажется, ни единого кадра, где было бы что-нибудь яркое. В общем, мелочь, а приятно. Приятно, что в то время как блокбастеры становятся все более стерильными, кто-то ещё хочет (и умеет) снимать мрачное кино преимущественно в тёмных тонах с кровищей и хрустом конечностей; приятно, что в эпоху пустых мест, активно раздуваемых до уровня сенсаций, кто-то ещё может отвечать за базар.
Серж Кочерыжкин