Председатель российской Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игорь Костиков в ходе интернет-конференции, которая состоялась 26 августа, заявил о "поразительных" успехах отечественного фондового рынка. По его словам, за последние два года капитализация (то есть рыночная стоимость) отечественных компаний превысила 168 млрд. долларов США, что составляет 35,8% внутреннего валового продукта. В результате Россия, по данному показателю, обогнала большинство развивающихся стран, а также ряд государств Западной Европы.
Национальная "гордость"
И действительно, с одной стороны, рыночная стоимость отечественного фондового рынка выглядит по сравнению с другими странами достаточно привлекательно. Так, например, согласно данным Всемирной федерации фондовых бирж, капитализация польского рынка достигает 26,3 млрд. долларов США, мексиканского - 91,5 млрд., Финляндии - 140 млрд. и т.д. Для справки: фондовый рынок США оценивается в 10,7 трлн. долларов, Японии - 2,1 трлн., Великобритании - 1,7 трлн., Швейцарии - 530,0 млрд., КНР - 500 млрд.
С другой стороны, наш рынок не входит в группу "развитых", для которых характерна капитализация свыше 40-60% ВВП. Например, в США этот показатель составляет 101,2%, Великобритании - 97,2%, Швейцарии - 171% и т.д.
Вроде Россия постепенно нагоняет наиболее продвинутые мировые державы. Но здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Уже сейчас видно, что потенциал капитализации отечественного фондового рынка имеет ряд ограничений.
Во-первых, фактически основу его рыночной стоимости составляют не более 100-150 компаний. При этом на долю предприятий сырьевых отраслей в количественном и качественном выражении приходится не менее 70% общей капитализации. И если быть еще более точным, то вышеназванные "проценты" в основном обеспечивают 12-15 предприятий, относящихся к топливно-энергетическому комплексу и горнодобывающей промышленности. Все они на слуху: ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", ОАО "ЮКОС", ОАО "ТНК", ОАО НК "ЛУКОЙЛ", ОАО "ГМК "Норильский Никель" и др. В будущем группа лидеров может быть реально расширена еще за счет 5-6 предприятий, в первую очередь, ТЭКа.
Во-вторых, на росте капитализации может сказаться тот факт, что в недрах российского правительства готовится нормативный документ о преобразовании закрытых и открытых акционерных обществ, имеющих непубличный характер, в общества с ограниченной ответственностью. Под эту категорию подпадает более 80-100 тысяч ОАО, которые не соответствуют общим принципам публичных компаний. К этим принципам можно отнести такие показатели, как минимальное количество акционеров (часто встречается, что в ОАО их всего два), отсутствие свободного обращения ценных бумаг предприятий на фондовом рынке (более 80-85%, а то и более акций находится у одного или двух акционеров) и т.д.
В результате вышеперечисленных факторов рост общей капитализации отечественного рынка будет в значительной мере тормозиться. И если учитывать тот факт, что подавляюще большинство российских предприятий предпочитает использовать при модернизации своих производств собственные денежные средства, а не заемные, в том числе и привлеченные с помощью выпуска ценных бумаг, то рекорды в обозримом будущем мы явно не поставим.
Пенсионные радости
Некоторую надежду на активизацию российского рынка ценных бумаг специалисты возлагают на структурную реформу в пенсионной сфере. Как известно, будущая наша пенсия будет состоять из трех составных частей, в том числе базовой (размер ее фиксирован и зависит от возраста и наличия иждивенцев), страховой (на ее размер влияет трудовой стаж и заработная плата) и накопительной (находится в прямой зависимости от суммы пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования).
Интерес для фондовиков представляет накопительная часть пенсии. Она, как известно, по выбору будущего пенсионера может быть передана в управление трем группам финансовых институтов.
В первую группу входит единственный субъект - Внешэкономбанк. Основу второй группы составляют управляющие компании, имеющие лицензии на доверительное управление ценными бумагами при наличии собственного капитала в размере не менее 50 млн. рублей и активов - 100 млн., а также имеющие опыт управления двумя паевыми инвестиционными фондами и одним негосударственным пенсионным или инвестиционным фондом. Третья группа состоит из негосударственных пенсионных фондов, которые только с 2004 года смогут принять участие в инвестировании средств накопительной части трудовой пенсии.
Основу инвестиций Внешэкономбанка будут составлять государственные ценные бумаги. По сути, с помощью этого финансового института российское правительство сможет финансировать государственный бюджет. И с точки зрения государства это хорошо, но с точки зрения пенсионеров - не очень.
Так, например, в настоящее время доходность госбумаг составляет около 5-6% годовых, в то же время планируемый официальный уровень инфляции на 2003 год составляет 12%. При этом пенсионные деньги практически не будут влиять на развитие отечественного фондового рынка.
Наибольший интерес представляют собой управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. Объектами их инвестиций являются российские фондовые ценности. Например, управляющие компании могут инвестировать до 50% накопительной части пенсии в облигации хозяйственных обществ (с 2007 году до 80%), до 40% в акции акционерных обществ (с 2007 года до 65%) , до 40% в госбумаги (в том числе и субъектов федерации), до 40% в муниципальные ценные бумаги и т.д.
Именно эти инвестиции позволят оживить не только весь национальный фондовый рынок, но и его региональные сегменты. Для справки: размер накопительной части пенсии только в 2003 году составит около 2 млрд. долларов США. И если брать во внимание, что более 85% российских ценных бумаг находится в контрольных и блокирующих пакетах, то в свободном обращении мы имеем фондовые ценности на сумму не более 20-25 млрд. долларов США.
Получается, что в ближайшее время отечественный фондовый рынок (за счет мультипликационного эффекта) может вырасти только за счет пенсионных денег, как минимум на 25-30%. Но здесь возникает главная опасность. Это опасность "перегрева" рынка.
Как известно, более 90% всего оборота российского рынка ценных бумаг приходится на 10-15 эмитентов (только операции с фондовыми ценностями РАО "ЕЭС России" превышают 70-80% от общероссийского оборота). И пенсионные деньги придут именно в эти компании. Получается, что одновременно с ростом оборотов и капитализации рынка, у нас будет и дальше расти однобокий фондовый "флюс".
Это опасно не только для экономики России, но и для пенсионных накоплений граждан. Поскольку работа управляющих компаний с накопительной частью пенсии очень похожа на работу с паями ПИФов, могут возникнуть не очень приятные ситуации. Так, например, летом 2003 года после инцидента с ОАО "ЮКОС" паи большинства ПИФов резко подешевели. Поэтому и пенсии могут также "усохнуть".
Региональные возможности
В этой связи возникает достаточно парадоксальная ситуация. С одной стороны, до реформы все пенсионные отчисления уходили в федеральный центр. С другой стороны, у субъектов федерации в процессе реформирования появился реальный шанс перераспределить эти финансовые потоки. Сегодня накопительную часть пенсии можно задержать в регионах и использовать в своих интересах, в том числе, и в Красноярском крае и городе Красноярске.
Но для этого в крае и краевом центре необходимо создавать перспективные инвестиционные объекты. Это могут быть не только эмиссии субфедеральных и муниципальных ценных бумаг, но и конкретные промышленные и инфраструктурные объекты и т.д., в том числе и высокотехнологические.
По разным оценкам, объемы пенсионных инвестиций в Красноярском крае могут составить до 200-250 млн. рублей. При этом речь ведется не о краткосрочных заемных средствах, а средствах долгосрочного инвестирования.
И думается, что эти возможности следует учитывать в Программе социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года. Так как для увеличения в два раза внутреннего регионального продукта следует использовать любую возможность, в том числе и связанную с пенсионной реформой. Как говорится, с миру - по нитке, голому - рубаха.
Виктор Прохоров