Режиссер Василий Вавилов вывел на сцену Красноярского театра музкомедии настоящий цирк с конями. А также со слонами, львами, клоунами и прочими представителями жанра. Ничего удивительного: на манеже (простите, на сцене!) – «Принцесса цирка».
Знаменитый хит Имре Кальмана – одно из самых популярных произведений классической оперетты. В Красноярске его ставили не раз – как можно было по-новому показать романтичную историю любви Мистера Икс и прекрасной Теодоры Вердье? Вавилов счел, что в оперетте, посвященной цирку, у постановщиков обычно отсутствует сам цирк – на его взгляд, совершенно неоправданно. И решил исправить это упущение, сместив акценты на зрелищность. Шаг вполне допустимый, учитывая, что такой подход нисколько не противоречит сюжету. И поначалу режиссеру даже удалось увлечь зрителей и создать в зале атмосферу радостного ожидания. На парад-алле после увертюры вышли не только артисты театра, но и студия «Циркачонок» – жонглеры, клоуны, гимнасты, акробаты – подлинный цирковой шик и блеск!
Хор «Седьмое небо» в спектакле был нарасхват – и за униформистов, и за светскую публику, и за официантов. Звери в театральном цирке оказались бутафорскими, но это лишь еще больше позабавило публику. Вряд ли кто-то ожидал, что на сцену выйдет живая лошадь. Однако следом появились главные действующие лица. И вскоре стало понятно, что яркий антураж этот спектакль не спасет. Режиссер допустил несколько совершенно необъяснимых ошибок в распределении ролей. А со многими из тех, кого пригласил в свой спектакль, не потрудился как следует поработать. Отсюда в постановке ощущение полной несыгранности.
На премьерном показе самой удачной парой можно было назвать героев, Мистера Икс (заслуженный артист России Владимир Родин) и Теодору (Анна Гичик). Оба – прекрасные вокалисты, с сильными, красивыми голосами. Но и в их сценах оказалось не все гладко. Насколько по-байроновски трагичен Мистер Икс в своей знаменитой сольной арии, настолько необъяснимо холодны его дуэты с Теодорой. Где тут любовь, где пылкая страсть? Какая-то чувственность проснулась в артистах только ближе к финалу. Менее убедительны простаки – Тони (Алексей Казанцев) и Мари Лятуш (Светлана Колеватова). Странно, что Вавилов отказался назначить на роль Тони Михаила Михайлова – лучшего опереточного простака труппы. И эта роль с самого его появления в театре была коронной в репертуаре артиста. Алексей Казанцев откровенно переигрывает. Его Тони – не забавный простодушный недотепа, а натуральный неврастеник. От дико вытаращенных глаз артиста и визгливых воплей устаешь с момента его появления на сцене. Поневоле с уважением вспоминается режиссер Александр Зыков, сумевший избавить Казанцева от подобных «находок» в «Скрипаче на крыше». Но, как оказалось, ненадолго…
Третий акт, когда появилась комическая пара – Пеликан (заслуженный артист России Игорь Безуглов) и мадам Каролина (Галина Артемьева), – был самым провальным. К Безуглову претензий нет – он единственный, кто пытался спасти ситуацию. И небезуспешно – уже один выход актера вызвал у публики гомерический хохот.
Но его партнерша все свела на нет – Артемьева так быстро и невнятно протараторила свои реплики, что умудрилась завалить самую комичную сцену «Принцессы цирка». И опять вопрос к распределению ролей – почему мы не увидели в этом образе народную артистку России Тамару Агапову? А среди актерских удач можно назвать дуэт клоунов-мимов Натальи Ронской и Валерия Бурдика, поддерживающих на протяжении всего спектакля цирковую атмосферу. Клоунский парик на Бурдике смотрится гораздо органичнее, чем мундир командора Рязанова.
Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"
фото Андрея Петрова