В ролях: Гаспар Уллиель, Гон Ли, Доминик Уэст, Рис Айфенс, Ричард Брейк, Кевин МакКидд, Ингеборга Дапкунайте
Продолжительность – 117 м
Доктор Ганнибал Лектер как-то отчётливо не давал покоя своим создателям (и правообладателям) – после успеха «Молчания ягнят» каждое новое произведение о нём появлялось как будто немного через силу, словно авторы и хотели бы не идти больше в этом направлении, но по какой-то неясной причине никак не могли этого себе позволить. С новым «Ганнибалом» история примерно такая же – без приятностей тут не обошлось, но в целом хочется пожелать писателю Томасу Харрису и продюсеру Дино Де Лаурентису оставить уже Лектера, наконец, в покое.
Возможно, Харрис несколько поздновато взялся за обязательное для любого серьёзного писателя упражнение на тему «портрет художника в юности» – в попытках определить, из чего же из чего же сделан наш Ганнибал Лектер, он почему-то насочинял сплошь первостатейной живописной ерунды. Литовские дворянские корни, тётушка-японка, что является потомком самурайского рода, съеденная оголодавшими литовскими полицаями младшая сестрёнка, гибель родителей от столкновения русского танка с немецким истребителем прямо на крыльце их загородного дома – лишь некоторые из ингредиентов рецепта, по которому Харрис выпекает своего эстетствующего доктора-каннибала.
Во всё это, по правде говоря, верится с трудом – объяснять все замечательные подвиги Лектера, смачно описанные в предыдущих книгах и фильмах, психологической детской травмой кажется не столько глупостью, сколько пошлостью. Вдобавок к этому Ганнибал, похоже, оказался не по зубам выбранному на его роль молодому французскому артисту Уллиелю. Если в военной саге «Долгая помолвка» под чутким руководством Жана-Пьера Жене он играл практически блестяще, то в роли Ганнибала он либо драматично хмурится (что выглядит излишне театрально), либо плотоядно щерится (что довольно комично). Не исключено, впрочем, что парень просто перестарался – та глухая отрешенность, в которую впадает его персонаж в перерывах между «важными» сценами, выглядит куда уместнее.
Несмотря на всё это, «Ганнибал: восхождение», как уже было отмечено выше, не без приятностей – и спасибо за них надо говорить постановщику Питеру Уэбберу. Бывший документалист и автор «Девушки с жемчужной серёжкой», Уэббер обладает редкостным режиссёрским самообладанием. Ему, кажется, не особенно важно, о чём в фильме идёт речь, о быте ли средневекового голландского художника, как в «Девушке», или о становлении гениального маньяка-убийцы – и то, и другое он будет снимать с вежливой отстраненностью и целеустремленностью. Всю сочиненную Харрисом свистопляску Уэббер пересказывает бережно и даже с каким-то благородством – и, собственно, в этой интонации и заключается главная прелесть нового «Ганнибала». Это как на занятиях у хорошего преподавателя по истории, способного превратить самые мрачные, жестокие и вопиющие подробности различных событий в содержательную и увлекательную лекцию, не упустив при этом не единой детали. Так что в общем цикле о Ганнибале Лектере «Восхождение» смотрится довольно достойно и даже обладает по-своему уникальным голосом. Что никак не отменяет того факта, что единственным действительно важным фильмом во всей этой истории по-прежнему остаётся «Молчание ягнят».
Вердикт Кочерыжкина ( для тех, кто в танке): достойное и совершенно ненужное дополнение к циклу фильмов о Ганнибале Лектере.
Серж Кочерыжкин