В ролях: Кейт Уинслет, Патрик Уилсон, Дженнифер Коннели, Джеки Эрл Хэйли, Ричард Эдельман, Ноа Эммерих
Продолжительность – 137 м
Да, конечно, мы давно уже в курсе, что за белозубым фасадом благополучных американских пригородов скрываются сплошь неврозы и фрустрации. Что в доме любого дружелюбного соседа, весело машущего каждое утро со своей лужайки другому дружелюбному соседу, найдётся свой скелет в шкафу или труп в подвале. Эту благодатную, чего уж там, тематику в разное время изучал не один десяток американских режиссеров, от Дэвида Линча до Тодда Солондза – и то, что выступление довольно молодого режиссера Филда на этом поле вышло весьма самобытным, кажется даже несколько удивительным.
В первую очередь «Малые дети» отличаются от прочих фильмов схожей тематики своей интонацией. У Филда этот мифический американский пригород не вызывает ни мистического ужаса, как у Линча, ни ядовитого сарказма, как у Солондза. Он, скорее, пытается занять позицию бесстрастного антрополога, точно как героиня Кейт Уинслет в самом начале фильма – но, как и она, он всё-таки не в состоянии удержаться от колкостей в адрес своего предмета изучения. Закадровый голос, время от времени вступающий с разъяснениями мыслей и переживаний героев, читает с едва заметной, но ощутимой издевкой. Впрочем, до откровенной мизантропии Филд всё же не доходит – при всей иронии в адрес своих героев он видит в них в первую очередь людей заигравшихся, тех самых малых детей из названия, которые совершают свои поступки не со зла, а в силу какой-то общей оторванности от реальности. Более того, к финалу практически каждому из персонажей даётся шанс на прозрение, которым они вроде бы охотно пользуются.
Другой отличительной особенностью «Малых детей» является эмоциональная строгость, камерность даже, обычно не свойственная таким вот воспитательным пригородным драмам. Здесь нет никаких истерик или душераздирающих слёзовыжимательнх сцен – наоборот, даже самую членовредительскую драматичную сцену Филд разыгрывает приглушенно и сдержанно. Актёры тоже стараются держаться в заданных рамках – практически ни у кого из исполнителей главных ролей нет «больших» эмоциональных сцен, в которых они могли бы продемонстрировать весь арсенал своих возможностей.
Разве что Кейт Уинслет удаётся пару раз поплакать – а вот Патрику Уилсону (до ужаса похожему на молодого Майкла Китона) в ключевой для его персонажа сцене предлагается с размаху грохнуться со скейтборда. В таком довольно элегантном подходе есть что-то очень верное, некая простая истина, о которой, кажется, ранее никто особенно не задумывался. Когда речь заходит о простых жизненных коллизиях самых обычных людей, об этом наверняка приятнее разговаривать с человеком, говорящим с иронией и вполголоса, нежели с тем, кто с праведной серьёзностью вещает с трибуны.
Вердикт Кочерыжкина – трагикомическая драма о превратностях судьбы, исполненная на знакомый мотив, но в достаточной степени оригинально.
Серж Кочерыжкин