В ролях: Сэми Насери, Фредерик Дюфенталь, Бернар Фарси, Эмма Сьоберг, Эдуард Монтут, Жан-Люк Кушар
Продолжительность – 91 м
Четыре – номер довольно опасный для многосерийного кино. Вот так с ходу, пожалуй, и не вспомнить, какой из знаменитых киносериалов сумел добраться до части под этим номером совсем без потерь. Разве что «Чужой», да, быть может, «Фантазм» – все остальные сдыхали в творческом плане гораздо раньше этой отметки. Не избежало этой участи и «Такси» – четвёртая часть этого развёрнутого рекламного ролика автомобилей марки «Пежо» послушно продолжает ту печальную траекторию, что задали три её предшественницы, и даже доводит её до логического конца.
Да, именно здесь превращение «Такси» из адреналиновой высокоскоростной комедии в некое подобие детского утренника на колёсах окончательно закреплено в качестве официальной позиции. В третьей части хотя бы были Деды Морозы на роликах и Сильвестр Сталлоне в эпизодической роли пассажира – в четвёртой нет и этого. Собственно такси и сам таксист Даниель здесь отошли на второй план и выполняют сугубо технические сюжетные функции – взять на себя детей, чтобы не путались под ногами, быстро домчать героев из пункта А в пункт Б, вовремя подхватить на борт сбежавшего преступника.
Вы, возможно, не поверите, но в фильме «Такси-4» нет ни одной автомобильной погони! Даже не «ни одной приличной», а ни одной вообще. Если автомобиль в кадре разгоняется, то исходов может быть только два – либо это такси Даниеля, которое уже в следующую секунду окажется в нужном месте с помощью великого чуда монтажа, либо этот автомобиль немедленно во что-нибудь врежется.
В свете рампы при таком раскладе оказываются в первую очередь полицейские, причём даже не столько недотёпа Эмильен, номинально главный герой этой саги на пару с таксистом Даниелем, а не в меру энергичный комиссар Жильбер. Его здесь в разы больше, чем в предыдущих частях (и чем можно спокойно выносить) – он всё время что-то орёт, на нём всё время испробуют всевозможные химические и натуральные стимуляторы, и в конце планируют отправить на знаменитый нью-йоркский марафон, чтобы хоть как-то использовать его неугомонность. Временами это действительно смешно (когда он сверяет часы с генералом в аэропорту, или пытает бельгийца издевательством над пластинкой Жака Бреля), но по большей части как-то слишком уж глупо. Так, собственно, обстоит дело и со всем фильмом в целом – кажется, что сценаристы, узнав, что «Пежо» в очередной раз согласилось отвалить деньжат на съёмки и машинок для крушения, сели и сочинили всю эту историю за вечер, ни капельки не напрягаясь.
Не знаю, кстати, как им (сценаристам) после этого фильма удастся смотреть в глаза марсельским полицейским в случае встречи с оными – последние здесь выведены такими непроходимыми дебилами, что даже как-то неловко становится. Так, тот самый полицейский Эмильен здесь совершенно не в состоянии узнать собственную жену только потому, что на ней черный парик – притом что ей приходится его несколько минут подряд мутузить в довольно близком контакте. Понятно, что от комедии типа «Такси» реализма никто не ищет, но всё-таки хотелось бы, чтобы создатели фильма вкладывали в него усилий чуть больше, чем «и так сойдёт». Причём вкладывать эти усилия лучше в какие-нибудь новые проекты – эту лавочку явно пора прикрывать.
Вердикт Кочерыжкина – очередное немотивированное и ненужное продолжение, единственная ценность которого в том, что оно, возможно, последнее.
Серж Кочерыжкин