Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Четыре с половиной лицензии

Четыре с половиной лицензии

14.03.2007
2

В минувшее воскресенье 70 регионов стали местом проведения выборов, а 14 регионов – выборов, как считается, особо важных. В Законодательные собрания регионов. Считается, что это последняя репетиция перед Думой. Выборная кампания, может быть, случилась самой тишайшей в постсоветской истории, но тишина – важности не помеха.

Пьедесталы и тренды

Каковы же итоги? Не сенсация – победа «Единой России». Она случилась в 13 из 14 регионов. Единороссы уже объявлены победителями Томской области – там они набрали 48 % голосов, в Мурманской и Псковской областях, где они получают 42 и 47 % голосов соответственно. В Вологодской области – 43 %, в Ленинградской – 35 %, в Санкт-Петербурге – 37 %, в Республике Коми – 38 %. В Орловской области «Единая Россия» набрала почти 40 % голосов, а в Московской – около 50 %. В Тюменской – порядка 64 % голосов избирателей, в Дагестане – 68 %, в Самарской области – 35 %. Единственным регионом, где единороссы вынуждены были признать свое поражение, оказался Ставропольский край. Там «Справедливая Россия» набирает почти 37 % голосов, «Единая Россия» – всего 24 %.

Интрига и возможные неожиданности – в распределении остальных партий. Есть территории, где парламент вообще получился «на двоих»: в Омской области у «Единой России» более 60 % голосов, у КПРФ – под 20 %, все остальные – в хвосте, и с большим отрывом.


Четыре с половиной лицензии (http://www.davno.ru/posters/collections/elections/img/poster-05.jpg)

Вообще же проходной балл в регионах набирают – «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ, СПС, Аграрная партия… Однозначно «партия номер два» по 14 регионам не вырисовывается. Где-то на втором месте «Справедливая Россия», где-то КПРФ. Для КПРФ такой расклад скорее успех, общие ожидания истеблишмента тут были, что «вечно вторые коммунисты» в 2007 году перейдут в статус «третьих» или даже «четвертых», пропустив вперед ЛДПР. А здесь, скажем так, почетный раздел 2–3-го места.

Впрочем, есть такое понятие, как «тренд». Если вспомнить рейтинг «эсеров» и коммунистов осенью 2006 года, взять сегодняшнюю цифру, соединить отрезком и продлить его в декабрь-2007… «Справедливая Россия» выходит-таки на роль партии номер два. Однозначно, как говорит Владимир Вольфович Жириновский, для партии которого тренд тоже очень успешен. Средняя цифра по России у ЛДПР явно повыше 4–5 % конца прошлого года, даваемых социологами, и любители математики тенденцию без труда продлят. (А любители практической политологии даже вообразят себе ресурс и сценарий, как оно будет.)


Владимир Жириновский

Менее определенна ситуация СПС. В нескольких регионах СПС преодолел вожделенный 7 %-ный барьер: это Томская, Ленинградская и Самарская области, Ставропольский край… В большинстве регионов все-таки – правые за барьером. Добавим, что слово «правые» тут уместно взять в кавычки, ибо свой успех СПС имеет сейчас приращением левой риторики.

Правые уходят к ЕР, а СПС откусывает свое, как ни удивительно, у КПРФ и СР. В традиционно право-либеральном Петербурге, например, СПС за бортом. Самая бурная из всех кампаний принесла там «Единой России» 37 %, «Справедливой России» – 22 %, КПРФ – 16 %, ЛДПР – 11 %.

Партия расписана

Вообще из всех российских партий проходными к декабрю показали себя – ЕР, СР, КПРФ и ЛДПР. Вот такая матрица. Если сравнить с тем, в каком порядке социологи-политологи за год до выборов в Думу на нее гадали… В общем, неплохо гадали. Партийная жизнь где-то с сентября 2006 года стала расчерчиваться большинством теоретиков «на четверых». Возьмем ли цифры ВЦИОМа, возьмем ли слова к цифрам… Где-то уже полгода политический класс страны слышит мантру из двенадцати букв: ЕР, СР, КПРФ, ЛДПР. Немного меняется порядок аббревиатур, но не они сами. Тут можно гадать, то ли теоретики программируют наших практиков, то ли особые практики сначала программировали теоретиков… Процесс, видимо, обоюден. Когда к рейтингованию-гаданию допускается только некий круг, в шансы за пределами круга никто уже и не верит. Сначала не верит элита, потом политический класс, потом уже электорат. Начали бы гадать на троих или на пятерых – реальность, делать нечего, выстроилась бы под нечетную цифру. Но социальная реальность, в конце концов, не более того, во что верят люди. И не менее. И не обязательно читать великих социологов Лукмана да Бурдье, чтобы чуять ее «конструированный» характер… Консенсус есть, а кого в него не звали – лучше не суйся. Ситуация, при которой миллиардер-сумасброд мог бы пожертвовать 100 миллионами долларов и замутить на них всероссийскую партию, легко представима в 1990-е годы. Сейчас – конечно же, нет. Незваный политик хуже татарина, с одной стороны. С другой стороны – все, кто имел хоть какой-то вес и готовность признавать больший вес за теми, кто его имеет, – получили какие-то «предложения». Если элитария все-таки обижают в новом порядке, то всего прежде за отказ играть в корпорации.


Четыре с половиной лицензии (http://cartoon.kulichki.com/politic/image/politic077.jpg)

Консенсус фактически подписан и расписан наперед. Единственная непроясненная вещь, похоже, – сумеют ли «правые либералы» объединиться, чтобы хотя бы с лета в расчеты стали брать «пятый элемент» будущей Думы? Кремль, мягко выражаясь, совсем не против пятого элемента, но против него, например, Явлинский… Так что партийную систему, сложенную к весне 2007 года в России, уместно назвать не «четыре лицензии», а все-таки – «четыре с половиной».

Знаковое событие – представители четырех означенных сакральных аббревиатур подписали накануне голосования в Питере соглашение о…совместном наблюдении на участках. Это называется конкуренция – или как? Или уже уместно говорить о некоей совершенно единой партии, фракции которой называются – ЕР, СР, ЛДПР, КПРФ? И борьба уже – между фракциями? С признанием легитимности некоего единого центра управления всеми полетами? И с готовностью считать безбашенным радикалом не только нацбола, но и представителя своей партии, претендующего на лишний процент, не входящий в предварительную договоренность? То есть «эсер», работающий на 15 процентов своей партии и ее второе место, – легальный уважаемый товарищ, но тот же «эсер», мечтающий о первом месте партии, – уже экстремист… Видящий ЛДПР на втором месте – тоже немного экстремист, но больший экстремист не видящий ее в парламенте вовсе.

Как бы то ни было, в публичной политике РФ – поголовье всех «экстремистов» становится меньше. С каждым годом. Явно и ощутимо.

Александр Силаев

Александр Силаев, "Вечерний Красноярск"

Рекомендуем почитать