Главная
>
Статьи
>
Игорь Герман: «Театру необходима внутренняя цензура»

Игорь Герман: «Театру необходима внутренняя цензура»

16.03.2007
1

В прошлом году актер Минусинского драмтеатра Игорь Герман стал в своем городе «Человеком года» в номинации «Культура». Такое признание минусинцев – не только за творческие достижения артиста, но и за активную гражданскую позицию, выраженную в его авторских моноспектаклях. Один из них, «Ода чемпиону», недавно смогли посмотреть и красноярские зрители. Публика несколько настороженно восприняла спектакль, прошедший в Доме актера. В представлении красноярцев эта площадка давно воспринимается исключительно как комедийная.


Игорь Герман

Хотя когда-то здесь все начиналось с показа серьезных авторских работ. Сначала артисты театра им. Пушкина выпустили спектакль «Странная земля Испания» по Гоголю. За ним последовали «Москва – Петушки» В. Ерофеева и «Арт» Я. Реза, «Школа с театральным уклоном» Д. Липскерова – эти постановки и сегодня время от времени можно увидеть в Доме актера. Многим запомнился музыкальный спектакль «Чудная баба» Н. Садур – он даже был отмечен на Международном фестивале «Сибальтера» в Новосибирске. Однако подобные постановки давно уступили место коммерческой антрепризе: артисты вынуждены подрабатывать. Да и спрос диктует предложение: публика хочет отдохнуть – ее запросы удовлетворяют. И кто-то весьма успешно – некоторым комедийным спектаклям уже стало тесно на маленькой сцене Дома актера. В последнее время артисты активно обживают более вместительные площадки, вроде ДК железнодорожников. Тем самым опровергая стереотип об их непривлекательности для публики. Но очень жаль, что на уютной сцене Доме актера практически перестали появляться интересные авторские проекты. Их сегодня в Красноярске явно не хватает.

Денежное изобилие калечит

Игорь, тема вашего спектакля – отношение к деньгам. Полагаете, именно они правят миром?

А разве не так? В основе постановки – историческая новелла Михаила Зощенко «Деньги», она произвела на меня очень сильное впечатление. И в прошлом, и в настоящем – к сожалению, человек не меняется, у него те же самые ценности. Именно поэтому захотелось сделать такой спектакль, показать, как изобилие денег во все времена калечило души людей.

И любовь не панацея?

Нет, деньги терпят поражение только перед лицом смерти – перед ней все равны: и богатые, и бедные. Сколько ни копи, в могилу с собой богатство не унесешь. А что касается любви… Считается, что любовь тоже продается. Но это иллюзия – можно купить секс, а не любовь. Любовь нередко предается ради материальных благ. Но это самообман.


«Хищница»

Так где же выход?

Думаю, государство должно воспитывать у граждан правильное отношение к деньгам – как к жизненным средствам, а не как к главной цели своего бытия. В Минусинске я показываю этот спектакль широкой аудитории – от старшеклассников до пенсионеров. И все принимают его с пониманием, благодарят за актуальность. Только у одной зрительницы он вызвал полное неприятие. После спектакля она подошла и сказала: «Меня колотит от вашей постановки! Нельзя воспитывать у молодежи столь отрицательное отношение к деньгам – мы же их зарабатываем!» Она так и не поняла, что спектакль – не о деньгах как таковых, а об уродливом к ним отношении… Но это мнение еще больше убедило в том, что тема попала в яблочко.


Счастливый день

Мне кажется, мы вообще как-то отвыкли говорить вслух о серьезных вещах. Во все времена театр, развлекая, просвещал. Сейчас, к сожалению, у нас в стране от просвещения почти ничего не осталось – сплошные развлечения. А это путь в тупик. И в Минусинском театре есть спектакли, которым, я считаю, по уровню драматургии не место на сцене.

Как из детей сделать людей?

Имеете в виду модного ныне Рэя Куни?

Не только. Не хочу углубляться в критику – это мое частное мнение. Но театр должен обладать своей иммунной системой. То есть внутренней цензурой. Если она не работает – будь то в театре или в государстве, – это приводит к болезни. Возвращаясь к теме воспитания – хочется по мере возможностей сделать что-то для нашей молодежи. Мой первый моноспектакль «Тот подвиг свят» по воспоминаниям минусинского декабриста Александра Петровича Беляева – тоже просветительского характера. Показываю свои постановки в нашем музее декабристов. Вместе с его директором Ириной Владимировной Ковалевой возродили там форму домашнего театра, где с молодыми можно пообщаться в доверительной атмосфере на языке искусства. И я рад, что моя работа находит у них отклик. Хочется верить, что наши дети и внуки останутся людьми, несмотря на тот бардак, в котором мы сейчас живем.


«Цепи»

Даже не верится, что столь серьезные рассуждения я слышу от человека, больше известного своими комедийными ролями!

Что поделать, если актерская профессия настолько зависимая? (Улыбается.) Когда-то в Ачинске мне говорили: ты не комик. И я играл там лишь драматические роли. В Минусинске режиссеры увидели во мне именно комическое начало – и теперь выхожу на сцену почти в одних комедиях. А хотелось бы, чтобы доверяли весь диапазон – от эксцентрической комедии до психологической драмы. Очень скучаю по драматическим ролям. Наверное, и мои авторские моноспектакли родились именно от неудовлетворенности – захотелось вновь обратиться к серьезному репертуару.

Глупость не прошла

На взаимность с режиссерами вам везло?

По-разному. Случались и периоды невостребованности – творческая профессия всегда предполагает спады и подъемы. Стискивал зубы и ждал – верил, что все изменится к лучшему. Зато в Минусинске посчастливилось поработать с настоящим режиссером-педагогом – такая удача выпадает нечасто. У Николая Климентьевича Гудзенко я был занят в трех спектаклях – «Джентльмен», «Цепи» и «Волки и овцы». И он за эти постановки профессионально дал мне столько, сколько я не получал за все время работы в театре. Это очень принципиальный и требовательный режиссер, и я поначалу ершился, как обычно свойственно актерам. И только впоследствии оценил, сколь многому он меня научил – я очень ему благодарен. Свой последний спектакль Николай Климентьевич поставил в 90 лет. Помню, репетируем одну сцену – час, другой, – он не останавливается! Помощник режиссера говорит: «Нужен перерыв – актеры устали». Да, удивляется, а я не устал – ладно, отдыхайте. Потрясающий человек!

Вас самого на режиссуру не тянет? Все-таки образование у вас режиссерское…

Это случайность, я мечтал стать актером. Вот уж не знаю – сам выбрал эту профессию или она меня. Когда в 8-ом классе заявил вдруг родителям о своем желании, мама только пожала плечами – она-то была уверена, что эта глупость со временем пройдет!


«Пышка»

Но «глупость» не прошла?

Как видите. (Улыбается.) После окончания Кемеровского института культуры сразу же подался в актеры – играл на сцене в Канске, в Ачинске. Успел отслужить в армии, в танковых войсках, о чем говорю с гордостью – я получил там хорошую мужскую закалку. В театре это тоже отнюдь нелишне…

А как вы попали в Минусинск?

Душа рвалась еще с тех пор, как впервые побывал там с Канским театром на гастролях в 1992 году. И вот уже одиннадцатый год работаю в Минусинске – просто влюбился в этот маленький светлый городок! И в его театр – у него удивительная аура. А еще, что приятно, у нас очень умный и требовательный зритель. Мне повезло – я нашел свой театр.


«Свадьба Кречинского»

А увлечение минусинских актеров рыбалкой вам тоже пришлось по душе?

Вот в этом мы не совпали – я не охотник и не рыбак! (Смеется.) И вообще домашний человек, не душа компании. Не умею отдыхать, не люблю праздники – предпочитаю спокойные будни. Семья у меня нетеатральная. Жена Ирина – учительница, и дочки, слава богу, о сцене не мечтают. А если бы и захотели, сделал все, чтобы отговорить! Работа в театре не так проста и беззаботна, как это, может быть, иногда кажется со стороны…

А любимое хобби у меня, не поверите, – дача! Проводим там с семьей все свободное время, с весны и до глубокой осени. У нас на даче растут груши, яблоки, сливы – такой праздник, когда они поспевают! Не то чтобы я садовод в душе – просто восполняюсь от соприкосновения с землей.

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»
фото Андрея Петрова и Ларисы Третьяковой

Рекомендуем почитать