27 марта, в Международный день театра, Красноярское отделение Союза театральных деятелей традиционно подвело итоги уходящего сезона. Положение в театрах края не безнадежное – есть немало достойных работ. Но и поводов для огорчения тоже хватает.
Удручающая ситуация в музыкальных театрах. Красноярский театр оперы и балета не выпустил за год ни одной премьеры. Правда, в следующем сезоне здесь ожидаются сразу три интересных постановки – балеты «Спартак» и «Золушка» и опера «Снегурочка». А пока жюри поощрило солистов балета: для них каждый первый выход в серьезной партии – личная премьера. Лучший ввод – у Светланы Додоновой (Никия в балете «Баядерка»). Дебюты – у Дмитрия Пономарева (Солор в «Баядерке» и Шахрияр в «1001 ночи») и Екатерины Булгутовой. 19-летней балерине предрекают большое будущее. За один сезон она впервые станцевала сразу шесть ведущих партий – такого на нашей сцене еще не было!
В театре музкомедии – четыре премьеры. Но удачей признан спектакль «Скрипач на крыше». За хореографию в нем отмечен Николай Реутов, за дуэт – Наталья Горячева и Игорь Безуглов (Голда и Тевье). А вот спектакль «Юнона» и «Авось» даже не вошел в число номинантов. Алексей Казанцев стал лучшим исполнителем главной мужской роли – Тони в «Принцессе цирка». Абсолютно заслуженно поощрена солистка балета Марина Штаркер (за создание ярких образов в «Лоскутном одеяле»).
Среди драматических театров спектакль норильчан «А этот выпал из гнезда» в постановке Александра Зыкова получил призы за дебют (Иван Розинкин, Вождь) и главную мужскую роль (Сергей Ребрий, Мак-Мэрфи).
В Минусинской драме сразу три награды у спектакля Алексея Песегова «Где твои крылья?..». За сценографию (Александр Кузнецов), дебют (Ольга Любочкина, Нина) и роль второго плана (Лариса Никитина, Дора). А самый острохарактерный образ – у Игоря Германа (прусский офицер, «Пышка»).
У ачинцев всего одна премия, зато весомая – главная женская роль. Ее получила Антонина Крупенникова за роль Русалочки в спектакле «Песнь о любви и печали». Для молодой актрисы это серьезный аванс.
Самое большое количество наград – у Красноярского театра им. Пушкина. Лучшим художником по костюмам признана Елена Турчанинова («Счастливого Рождества, дядюшка Скрудж!»). Лучшим композитором – Ирина Белова («Инь и Ян»). «Король Лир» отмечен за мужскую роль второго плана (Денис Евневич, герцог Корнуэльский) и незабываемый инфернальный дуэт (Людмила Михненкова и Галина Саламатова, Гонерилья и Регана). Гран-при сезона – путевка в Сочи – также досталась Галине Саламатовой. Даже в самых слабых постановках эта актриса неизменно создает запоминающиеся образы.
А «Любимицей публики» (премия им. Н. Прозорова) стала народная артистка России Екатерина Мокиенко.
Красноярские кукольники получили коллективный приз за художественное воплощение и техническое решение спектакля «Гадкий утенок».
Почетная награда за «Честь и достоинство» – у бывшей солистки Железногорской оперетты Ларисы Гавриловны Сошинской и музыкального критика Бориса Трифоновича Плотникова.
Призы за работу дирижера, главную женскую роль и роли второго плана в музыкальном театре, лучший эпизод, режиссуру, спектакль для детей и юношества и лучший спектакль сезона не нашли в этот раз своих героев…
Хотя среди номинантов на последнюю премию рассматривались «Где твои крылья?..» Алексея Песегова и «Король Лир» Олега Рыбкина. Эти же работы претендовали на лучшую режиссуру. Но жюри мотивировало свое решение тем, что обе постановки – не бесспорные лидеры. А для их создателей это не самые сильные спектакли – у Рыбкина и Песегова есть более мощные работы. К мастерам – по гамбургскому счету…
Но самое печальное, что сразу четыре театра края – Красноярский ТЮЗ, Канский драмтеатр, кукольный и оперетта из Железногорска – в этот раз вообще остались без наград.
По оценкам жюри, в Канске – заметный кризис режиссуры, подкрепленный недостатком финансов. Театру можно посочувствовать: он не может позволить себе пригласить достойного режиссера даже из краевого центра. А спектакли тех, кто Канску сегодня по карману (вроде «Панночки» в постановке Василия Вавилова), не выдерживают никакой критики.
У ТЮЗа ситуация другая. Театру выделяют на одну только постановку мюзикла «Маленький принц» 60 тысяч долларов. Но, как единодушно признают члены жюри, театр превратился в самодеятельность. Ни одну из постановок невозможно воспринимать как профессиональную работу. ТЮЗ уже несколько лет подряд по итогам сезона остается без наград, что говорит само за себя. А ведь этот молодежный театр сорок лет назад смело бросил вызов краевой драме. Театр, где выпускали спектакли Кама Гинкас, Генриетта Яновская и другие яркие режиссеры…
Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"