В Красноярском крае завершился фестиваль «Театральная столица». В этом году он проходил одновременно в Красноярске и Минусинске. Насколько уместно подобное раздвоение – вопрос неоднозначный. Но только не для зрителей: в обоих городах на спектаклях были аншлаги.
Несомненное достоинство нынешней «Театральной столицы» – афиша. Во всяком случае, в краевом центре. Видимо, памятуя о критичных оценках жюри прошлого года, в этот раз театры привезли исключительно фестивальные работы с серьезной драматургией. В режиссуре соревновались постановки Алексея Песегова, Александра Зыкова и Олега Рыбкина. В художественном оформлении – работы Михаила Мокрова, Александра Кузнецова. Жюри также отметило очень приличный уровень кукольных театров. Достойная конкуренция присутствовала и среди актерских работ – публике было от чего получить удовольствие. Среди откровенно провальных спектаклей критики назвали только тюзовский «Тойбеле и ее демон» в постановке Андрея Няньчука. Как заявила эксперт «Золотой маски», председатель жюри Валентина Головчинер, «спектакль непрофессионален, прежде всего, в режиссуре. Такое ощущение, что режиссер не владеет азами ремесла».
Впрочем, спектакль ТЮЗа – лишь неприятное исключение в общей картине фестиваля. И хотя в Красноярске без наград остался также Ачинский театр, были высказаны добрые слова в адрес Надежды Сухановой и Василия Курченкова, сыгравших главных героев в спектакле «Гарольд и Мод». К сожалению, им немало помешали беспомощная режиссура и громоздкие декорации.
В Минусинске картина не столь благостна. Как мрачно шутили хозяева, «Театральная столица» прошла у них под знаком «бабушки с косой» – во всех спектаклях, за исключением железногорского водевиля «Беда от нежного сердца», непременно кто-нибудь умирал. Плюс инфернальные образы в «Панночке» и «Ведьме» – гости словно сговорились! Но шутки шутками, а закончилось все настоящей трагедией: в день закрытия фестиваля ушла из жизни старейшая актриса Минусинского драмтеатра, заслуженная артистка России Алла Аверьяновна Гордон. Вот и не верь после такого в театральную мистику…
Большие претензии к вторичности минусинской афиши. Если в былые годы на краевой фестиваль привозили исключительно премьеры, то в Минусинске половина спектаклей была отнюдь не первой свежести. Да и в Красноярске не все работы могли на это претендовать. Повод всерьез задуматься о более четких критериях следующих фестивалей.
Но самое большое огорчение «Театральной столицы» – отсутствие муниципальных театров (не считая железногорских). Хотя в прошлом году они выглядели куда достойнее краевых театров. Как пояснили в краевом агентстве культуры, все уперлось в финансы: у муниципалов не было возможности приехать за свой счет, а в бюджете фестиваля денег не нашлось. Но этим театрам просто необходимо показываться в краевом центре: для артистов маленьких трупп – это серьезный стимул роста. И прославленный Минусинский театр почти 125 лет назад начинался с любительской труппы… В следующем году «Театральная столица» отправится в Канск. Форму фестиваля решено изменить. Учитывая сетования актеров на недостаток общения (после показа спектакля на одной площадке они были вынуждены тут же уезжать в другой город, не имея возможности посмотреть постановки коллег), показы в Красноярске и в Канске состоятся не одновременно. И, вероятно, в города края отправятся лишь спектакли малой формы.
ИТОГИ ФЕСТИВАЛЯ
В Красноярске
У кукольников лучшая женская роль – у заслуженной артистки России Галины Кикоть из Красноярского краевого театра кукол (Мама Утка в «Гадком утенке» Г.-Х. Андерсена). Лучшая мужская – у Василия Ходакова из Железногорского театра кукол «Золотой ключик» (Разбойник в спектакле «Вверх тормашками» К. Драгунской).
В музыкальных театрах призы за лучшие роли – у Театра оперетты Железногорска (Кристина Шкиль и Николай Алексеев – Кончита и командор Резанов в «Юноне» и «Авось»). Кстати, на прошлогоднем фестивале у железногорской артистки был лучший дебют – прогресс налицо.
Приз за «Лучшую мужскую роль в оперном спектакле» – у заслуженного артиста России Анатолия Березина (Досифей в «Царской ложе» Красноярского театра оперы и балета). В этой же постановке лучшая работа и у хормейстера (Дмитрий Ходош).
У Красноярского театра музкомедии – награда за «Лучший актерский дуэт» в спектакле «Скрипач на крыше» Г. Горина (Наталья Горячева и заслуженный артист России Игорь Безуглов – Голда и Тевье). Наталья Горячева также получила спецприз Союза театральных деятелей «Любимец публики» – право на творческую командировку на любой российский театральный фестиваль.
В драме лучшая женская роль – у актрисы Минусинского драмтеатра Натальи Котельниковой (Мария, «Где твои крылья?..» Ю. Волкова). Спецприз жюри в этой номинации – у Екатерины Соколовой за роль Корделии («Король Лир» У. Шекспира, Красноярский театр им. А. С. Пушкина). Еще один спецприз – у Канского драмтеатра («За сценический ансамбль в современной пьесе» в спектакле «Полковник Птица» Х. Бойчева).
А самое большое количество «хрустальных масок» у Норильского театра драмы им. Вл. Маяковского. Даже нелетная погода, из-за которой норильчане целый день провели в аэропорту, и перенос спектакля не помешали им достойно сыграть. Спектакль «…А этот выпал из гнезда» Д. Вассермана отмечен за лучшую режиссуру (Александр Зыков), сценографию (Михаил Мокров), мужскую роль (заслуженный артист России Сергей Ребрий – Макмерфи), работу балетмейстера (Николай Реутов получил этот приз также за спектакль «Скрипач на крыше») и Гран-при фестиваля за лучший спектакль.
В Минусинске
Лучший спектакль – «Панночка» Н. Садур Канского драмтеатра. За мужскую роль в нем отмечен Александр Израэльсон (Хома Брут).
Лучшая режиссерская работа вполне предсказуемо у главного режиссера Минусинской драмы Алексея Песегова (за спектакль «Люди и мыши» Дж. Стейнбека). У этой постановки также награды за женскую роль (Марина Дрень – жена Кудрявого), мужскую роль второго плана (заслуженный артист России Александр Зыков – Старик) и за мужской актерский дуэт (Сергей Усиков и Роман Пылаев – Ленни и Джордж). Лучший женский актерский дуэт – у заслуженных артисток России Людмилы Михненковой и Галины Саламатовой из Красноярского театра им. А. С. Пушкина (Анна и Ольга в спектакле «Бывшие сестры» А. Васильева).
Лучший музыкальный спектакль – «Беда от нежного сердца» Театра оперетты Железногорска. За роль Василия Петровича Золотникова в нем поощрен Борис Тимофеев.
Помимо хрустальных масок, минусинское жюри присудило еще несколько дипломов. Отмечена работа художника Елены Мацкевич в спектакле Красноярского театра кукол «Соловей и Император», мужские роли второго плана (Александр Черкасов – Пес Крепыш в спектакле Красноярского ТЮЗа «Очень простая история» М. Ладо и Григорий Панин – Урядник в спектакле Ачинского драмтеатра «Ведьма» А. Куприна). У ачинцев за роль Олеси спецприз жюри «Надежда» также получила молодая актриса Антонина Крупенникова.
Хореограф Владимир Романовский награжден «За оригинальное музыкально-пластическое решение фрагментов спектакля «Лоскутное одеяло» в Красноярском театре музкомедии. «За создание театрального праздника – церемонии открытия фестиваля» поощрен режиссер Минусинского драмтеатра Михаил Воронцов.
А самая оригинальная награда – «За актерскую солидарность» – у минусинского актера Сергея Быкова. За несколько часов до показа «Панночки» артист из Канска сломал ногу. И Быков вместо него срочно и весьма успешно ввелся на роль Спирида. Чем, как шутят минусинцы, и принес победу Канскому драмтеатру.
Споемте, друзья!
Во время фестиваля краевое отделение Союза театральных деятелей России предложило интересную идею – программу «Поют актеры драматических театров».
Концерты – еще одна форма актерского самовыражения. Любопытная как самим артистам, так и публике. Когда актеры начинают импровизировать, серьезные песенные номера нередко перерастают в капустные. От популярной бардовской песни «Милая моя» в исполнении Андрея Киндякова и Сергея Винниченко зал рыдал от смеха.
В концерте выступили Наталья Горячева, Олег Мичков из Канска и молодые артисты Красноярского театра кукол. Ожидается, что в следующем году исполнителей прибавится.
Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"
фото Андрея Петрова