В ролях: Джеймс Кавиезел, Барри Пеппер, Грег Кинниар, Бриджет Мойнахан, Джо Пантолиано, Джереми Систо, Питер Стормаре
Продолжительность – 90 м
Их пятеро, они заперты непонятно где, на каком-то заброшенном складе на задворках всего. Один привязан к стулу, другой прикован наручниками к трубе и ранен, у третьего сломан нос. Рядом с одним из них валяется окровавленная лопата, возле другого – разбитые сотовые. Никто из них ничего не помнит – ни кто они такие, ни как здесь оказались, ни что между ними произошло. Скажем прямо – трудно придумать завязку более интригующую и богатую на возможности развития.
Конечно, тут вспоминается и «Пила», и «Мементо», и много что ещё – нынче в детективном жанре довольно сложно сочинить что-то действительно оригинальное. Но создатели «Пяти неизвестных» стараются вовсю, и временами кажется, что у них почти получилось. Ход с массовой потерей памяти обещает массу возможностей – и это, в общем, самая интересная часть фильма, в которой персонажи пытаются понять, кто они и на чьей стороне. В этой же тематике у «Неизвестных» был отличный шанс выйти на чуть более высокий уровень, нежели простой криминальный фильм – тут можно было бы очень эффектно поразмышлять о природе добра и зла в человеке, о том, что заставляет его встать на ту или иную сторону, и так далее. Создатели фильма, правда, этим шансом почему-то предпочли не пользоваться – «Пять неизвестных» вряд ли можно будет присоединить к списку великих жанровых картин последних лет вроде «Обычных подозреваемых» или «Бессонницы», умевших находить в скоротечных сюжетах криминальных хроник вещи куда более значительные с точки зрения вечности.
«Неизвестные» вообще в какой-то момент начинают напоминать не стройный законченный фильм, а какое-то ученическое упражнение на заданную тему. Интрига здесь выписывается со старанием, но без вдохновения, с какой-то странной осторожностью, будто создатели постоянно оглядываются на некоторого невидимого экзаменатора. Будь это дипломный фильм на кинофакультете, авторы наверняка бы защитились с блеском – простому же зрителю одного старания несколько не хватает. И целая толпа отличных актёров, приглашенная в фильм, в результате вынуждена разыгрывать материл, значительно недотягивающий до их реактивных возможностей – что-то хоть сколько-нибудь колоритное достаётся Питеру Стормаре, изображающему удивительно вальяжного злодея, да Барри Пеппер привносит в историю о зарождении мужской дружбы чуть больше гомосексуального подтекста, поглядывая на своего «партнера» с каким-то гипертрофированным обожанием.
В остальном же «Неизвестные» дают куда меньше, чем изначально обещают – вместо брутальной и изобретательной новой жанровой классики нам досталось кино нерешительное и осторожное, словно тощий очкарик, прикидывающийся по чьему-то заданию крутым бандитом, но делающий это до крайности неубедительно. Финал, конечно, заставляет следующие четверть часа лихорадочно обдумывать, что же здесь произошло (что обычно хороший знак) – да только в результате этих обдумываний замечаешь не точность и красоту хитрой интриги, а дырки и нестыковки. Попытка благородная, в общем, но не засчитывается. Добро пожаловать на пересдачу.
Вердикт Кочерыжкина – попытка исполнить закрученный триллер, не самая удачная.